Звукорежиссура

Рекомендации по записи акустического рояля. Часть 1.

Запись акустического рояля
Запись акустического рояля

В сегодняшнем мире midi-технологий и семплированных инструментов запись живого акустического рояля – задача не для слабых духом. Сегодня любой звукорежиссер может быть уверен в хорошем качестве звука клавишных инструментов, таких как Garritan’s «Authorized Steinway» или «Ivory». Однако, в тех случаях, когда рояль должен играть главную роль в миксе либо когда вы записываете музыканта мастер-класса, в вашем распоряжении должен находиться хорошо настроенный акустический рояль для того, чтобы достичь наилучшего качества записи. На первый взгляд, микрофонная запись акустического рояля может показаться сложной и устрашающей задачей, именно поэтому в этой статье я постараюсь облегчить вашу задачу путем объяснения нюансов и некоторых приемов микрофонной записи, которые помогут вам создать отличную запись.

Подробнее...

Сколько должен зарабатывать звукоинженер

Сколько должен зарабатывать звукоинженер
Сколько должен зарабатывать звукоинженер

За последние 10 – 15 лет на рынке звукозаписи произошло немало странных изменений. Сильное разделение рынка заставило студии средней ценовой категории либо покинуть эту нишу бизнеса, либо удариться в одну из двух крайностей. В этой статье я подробно расскажу, что же так разделило рынок звукозаписи, и что поможет вашей студии оставаться на плаву в нынешних условиях.

Подробнее...

Руководство звукорежиссера

Руководство звукорежиссера
Руководство звукорежиссера

В сети можно встретить интервью именитых звукорежиссеров и звукотехников, где они рассказывают о том, как они работают в огромных залах с кучей оборудования. Реальность же заключается в том, что большинство звукорежиссеров большую часть своей работы выполняют в маленьких залах на небольших мероприятиях. И хотя всегда интересно почитать о том, какие новые технологии применяются в живом звуке на больших концертах, работа звукорежиссеров таких мероприятий в значительной мере отличается от работы в местном баре или клубе. Если вы работаете со звуком как раз в одном из таких небольших залов, то вы должны уметь применять свои навыки и знания именно в таких условиях. Я провел три года, работая в двух малых залах Питсбурга. И в этой статье я поделюсь опытом и дам несколько советов тем из вас, кто только начинает работать с живым звуком. Эта статья для тех, кто вынужден в одиночку управлять и портальной системой, и мониторами, что вполне естественно для работы на маленьких площадках.

Подробнее...

Настройка портальных PA систем

Настройка портальных PA систем
Настройка портальных PA систем

Меня никогда не перестают удивлять звукоинженеры, не понимающие основных принципов настройки портальных систем (или как их принято еще называть PA систем). Уже дважды в этом году я был в ситуации, когда звукоинженер приезжал на саундчек к обеду и простым изменением настроек графического эквалайзера уничтожал все, что я успел сделать со звуком утром. И при этом он и минуты не слушал настроенный до него звук. Аргументы таких звукоинженеров обычно звучат следующим образом: «Эй, парень, это порталы JBL, а JBL всегда должны быть эквализированы вот так...» Ничего подобного!

Конечно же, звукоинженеры настраивают свое портальное оборудование, основываясь на обратной связи слева, справа и из центра площадки. Да, портальные системы JBL действительно обладают своей собственно частотной характеристикой, как и любой другой бренд. Но помимо этого надо учитывать еще такие факторы, как микрофоны на сцене, форму и размер концертного зала, характеристики микшера и обработки, настройки кросовера и т.п. Моя точка зрения – портальную систему нужно всякий раз настраивать в каждом отдельно взятом случае.

Подробнее...

Советы по записи струнных инструментов

Советы по записи струнных инструментов
Советы по записи струнных инструментов

Струнные - возможно самые выразительные инструменты после человеческого голоса. Зная, как сильно могут звучать струнные, необходимость записать их часто пугает звукорежиссеров. Невозможно определить точную формулу для получения лучшего звука струнных, но я могу дать вам несколько ключевых советов, которые действительно помогут вам добиться красивого, певучего звука струнных инструментов.

Подробнее...

Выбор, сравнение и тестирование вокальных микрофонов

Выбор, сравнение и тестирование вокальных микрофонов
Выбор, сравнение и тестирование вокальных микрофонов

Как не существует двух одинаковых голосов, так и не существует двух идеально подходящих человеку микрофонов. Давайте же разберемся, какой вокальный микрофон наиболее подходит Вашему голосу.

В сети опубликовано множество статей, посвященных отдельным моделям микрофонов, но большинство из них заканчиваются фразой «все же, перед тем как купить именно этот микрофон, Вам стоит самим его попробовать». Обзор микрофона может рассказать Вам о его характеристиках, качестве материалов, из которых изготовлен микрофон, а определить диапазон рабочих частот уж совсем просто. Например, с помощью сайта www.microphone-data.com. Но притом, что каждый микрофон обладает своими уникальными характеристиками, каждый человеческий голос еще более уникален. Так что, если и можно попробовать назвать микрофон, который будет обладать наиболее широкой сферой применения, то уж точно нельзя с уверенность утверждать, как отдельно взятая модель микрофона будет вести себя с голосом отдельно взятого человека.

Подробнее...

Стивен Уилсон рассказывает о записи, продюсировании и маркетинге альбомов Porcupine Tree

В старой домашней студии в бунгало родителей Стивена Уилсона было записано большинство альбомов Porcupine Tree
В старой домашней студии в бунгало родителей Стивена Уилсона было записано большинство альбомов Porcupine Tree

Всякий раз, когда выходит новый альбом Porcupine Tree, во всем мире продается более 250 тысяч его копий. И весь процесс создания альбома, начиная от написания песен и заканчивая печатью обложки, контролирует один единственный человек – основатель группы, гитарист и вокалист Steven Wilson.

«Дело не в том, насколько дорога студия, насколько хороши студийные мониторы, и дело даже не в акустических характеристиках комнаты» - говорит Стивен Уилсон. «Все дело в том, как Вы понимаете то, что слышите, потому что если Вы хорошо понимаете то, что слышите, Вам под силу сделать хорошую запись! Много раз я ошибался, полагая, что если я попаду в коммерческую студию, обшитую правильным деревом и с правильной акустической системой, то я добьюсь лучших результатов. Но результат был хуже, потому что у меня не было понимания того, что я слышал, так что я всегда возвращался в свою маленькую домашнюю студию, где я точно знал, как добиться нужного результата. В большой дорогой студии любая запись звучит хорошо, но хитрость в том, чтобы заставить эту запись хорошо звучать на дерьмовой акустической системе в дерьмовой комнате, потому что зачастую именно в таких условиях люди будут слушать Вашу музыку. Если Вы способны на это, то Ваша музыка будет хорошо звучать на любой акустической системе».

Подробнее...

Сведение и мастеринг. Аудио мастеринг на Вашем компьютере.

Сведение и мастеринг. Аудио мастеринг на Вашем компьютере
Сведение и мастеринг. Аудио мастеринг на Вашем компьютере

Большинство начинающих звукорежиссеров, работающих в домашних условиях, хотят улучшить звучание своих работ, выполняя аудио мастеринг своими силами на своем студийном компьютере. Однако качественных результатов добиваются отнюдь не все. В этой статье я расскажу о том, какие технические приему позволяют добиться хороших результатов, и реально ли достичь успехов в аудио мастеринге самостоятельно.

Аудио мастеринг – это одна из самых ответственных частей процесса записи музыкального материала. Настолько ответственная часть, что немалое количество мифов ассоциируется с этим процессом. Многие из нас слышали истории о мистических мастеринг-инженерах, гребущих деньги лопатой. Истории об их волшебном оборудовании, в котором используются вакуумные лампы с позолоченными контактами, добытые с русских списанных подлодок. И в противовес этому Вы непременно слышали о том, что некоторые звукорежиссеры имеют в распоряжении простейшие компьютерные студии с многодорожечными редакторами и определенным набором плагинов к ним, и что эти звукорежиссеры самостоятельно выполняют аудио мастеринг своего собственного материала. Пора во всем этом разобраться.

Подробнее...

Запись вокала в домашних условиях

Запись вокала в домашних условиях
Запись вокала в домашних условиях

Музыканты, которые берутся записывать свое творчество своими силами в домашних условиях, в процессе сведения главным образом сосредотачивают свое внимание на инструментах. Это вполне логично, учитывая, что многие музыканты начинали учиться сведению именно с микширования гитар и клавишных. И, надо отдать должное, поначалу эти инструменты были большой проблемой для начинающего звукорежиссера. Гитаристы, например, вообще относятся к вокалу скорее как неизбежному злу, а не как к основному элементу их музыкального коллектива. Однако при сведении с вокальными партиями тоже придется повозиться.

Раз уж вы взялись за запись и сведение Вашего собственного материала в домашних условиях, Вам необходимо изучить абсолютно все аспекты этой работы, и в частности приемы работы с вокалом. Учитывайте, что обычный слушатель во всем миксе в первую очередь слышит именно лид-вокал. Конечно же, хорошее инструментальное сопровождение очень важно, но инструменты все же сопровождают, дополняют вокал, и ни один инструмент не является более важным для обычного слушателя, чем вокал. Если Вас не устраивает то, как записан голос Вашего вокалиста, то перечисленные ниже советы помогут Вашему вокалисту вдохнуть жизнь в слабые и монотонные вокальные треки.

Подробнее...

Частотная обработка вокала эквалайзером

Частотная обработка вокала эквалайзером
Частотная обработка вокала эквалайзером

В этой короткой статье я дам Вам несколько советов по частотной обработке эквалайзером вокальных треков при сведении.

Звучание и тембр каждого человеческого голоса совершенно индивидуальны. Наверное, это утверждение Вы и так слышали неоднократно, но я считаю не лишним напомнить об этом еще раз. По этой причине нельзя каждую новую вокальную партию обрабатывать уже готовым набором эффектов и пресетов, руководствуясь только тем, что такая комбинация эффектов дала хорошие результаты в прошлый раз. Вполне вероятно, что записанный в этот раз вокал вообще не требует частотной обработки, и применение шаблонных настроек эквалайзера только навредит записанному материалу. Однако в большинстве случает вокал все же необходимо обрабатывать эквалайзером, и тому есть 3 основные причины:

  1. эквалайзер поможет вокалу лучше читаться в миксе
  2. с помощью частотной обработки можно устранить определенную проблему голоса
  3. эквалайзером можно добиться специального эффекта, как, например, звучание голоса в телефонной трубке или радиоприемнике

Подробнее...