ГородАшберн 

Запись барабанов в домашних условиях

Запись барабанов в домашних условиях
Запись барабанов в домашних условиях

Пожалуй, записать барабаны в домашних условиях гораздо более сложная задача, чем любой другой инструмент. Профессиональные звукоинженеры тратят большую часть времени, отпущенного на запись группы, именно на запись барабанов. Вряд ли кто-то всерьез считает, что великолепно записанные барабаны повысят продажи альбома, но, тем не менее, порой на это уходит несколько дней, даже недели.

В процессе записи барабанов на студии меняются пластики, меняются микрофоны, меняются тарелки, микрофоны переставляют, меняют их направление, снова меняют пластики, снова микрофоны, и после всех этих вариаций запись повторяется снова, только уже с другими барабанами, а бывает и того хуже – с новым барабанщиком.

Но здесь всего этого мы не коснемся. В этой статье я приведу несколько советов, как добиться хорошего звучания при записи барабанов именно в домашних условиях. Сразу же будем считать, что для записи барабанов у вас есть компьютер, саундкарта в 8 входами, и 8 дорожечная студия. Также нам понадобятся микрофоны для записи барабанов. Я бы рекомендовал следующие: Sennheiser MD 421 – 4 шт, Shure SM57 – 1 шт, и Shure SM81 – 2 шт.

Конечно же, существует множество более дорогих микрофонов, которые используют в профессиональных студиях, но наша цель – не разорить Вас, а записать Ваши барабаны. Ну а если у Вас все-таки есть деньги на подобные дорогие микрофоны, то, скорее всего Вам следует читать не эту статью, а какое-нибудь бизнес-издание.

Запись барабанов.

Первое, и самое главное правило, выведенное мной эмпирически: если на микрофоне есть “pad” переключатель, то лучше им воспользоваться сразу, чем потом уже обрабатывать записанную дорожку в программе-студии.

Бочка

Снимайте бочку (бас-барабан) с помощью Sennheiser MD 421, но прежде бочку следует заглушить. В домашних условиях для этого сгодится, например, небольшой мешок с песком. Просто положите его во внутрь бочки. Пускай голова микрофона слегка касается материала заглушки. Микрофон должен быть приблизительно на половину засунут вовнутрь бочки, и направлен на то место пластика, по которому ударяет колотушка. Если поместить микрофон не строго посредине бас бочки, а чуть-чуть правее, и повернуть его, чтобы он все также был направлен на колотушку, то мы значительно уменьшим «пробивание» рабочего барабана. В процессе записи Вы можете экспериментировать с глубиной расположения микрофона в бочке, но помните, что он всегда должен быть направлен в точку, где колотушка бьет по пластику.

Рабочий

При записи рабочего барабана в домашних условиях лучше всего использовать Shure SM57. Расположите микрофон не посередине, а по краю пластика, но направьте его именно на середину пластика, туда, куда приходится непосредственно удар палочкой. Угол, под которым будет установлен микрофон к рабочему барабану, повлияет на характер звука, но гораздо важнее исключить проникновения от хета и томов. Я бы советовал устанавливать микрофон под углом от 45 до 60 градусов.

Томы

Все три тома снимаем с помощью микрофонов Sennheiser MD 421, которые устанавливаем под углом 45 градусов (или около того) к пластику, и направляем их на точку, лежащую приблизительно на расстоянии 5 см от обода барабана. Микрофон, снимающий флур-том, можно направить даже чуть ближе к ободу, но не чересчур близко. Расстояние от микрофонов до пластиков может варьироваться от 3 до 15 см, в зависимости от того, насколько объемно вы хотите, чтобы звучали ваши барабаны. Еще раз напомню, чем дальше микрофон от пластика, тем более объемно будет звучать барабан на записи, но при этом могут появиться фазовые проблемы, с которыми придется потом попотеть.

Оверхеды

Для записи тарелок в домашних условиях используйте два оверхеда Shure SM81. Расположите микрофоны на расстоянии приблизительно 40 см над тарелками, под углом 45 градусов, и направьте на центр тарелок. Это позволит лучше разделить тарелки по панораме и несколько уменьшит проникновение томов в оверхеды. Заметьте, я не упоминаю о микрофоне для снятия хета. Это потому что в большинстве случаев, в домашних условиях, Вам он и не понадобится. Хет более чем хорошо запишется всеми остальными микрофонами. Хотя, если у Вас есть лишние микрофон и вход на саундкарте, то пожалуйста.

Назначение на каналы и обработка.

А теперь вкратце поговорим о назначении микрофонов на каналы и частотной обработке барабанов.

Бочка

Назначьте бочку на вторую дорожку, выставьте на эквалайзере +2 на 100 Гц для глубины, -2 на 300-500 Гц и +2 на 2.5 кГц для добавления атаки. Установите микрофонный предусилитель приблизительно на 12 часов (конечно же, если он есть на вашей саундкарте). Во время записи Ваш входной сигнал должен будет показывать пики в районе -3 дБ.

Рабочий

Назначьте рабочий барабан на третью дорожку, на эквалайзере выставите +2 на 100 Гц, от -2 до -4 на 300-500 Гц, и +2 на 5-8 кГц. Будьте осторожны при регулировке высоких частот, слишком много верха заставит рабочий барабан звучать слишком «тонко», как будто он бумажный. Предусилитель установите тоже на 12 часов, возможно даже чуть меньше. Пики входного сигнала должны достигать значения -2 дБ.

Томы

Назначьте первый том на 4 дорожку, второй том на 4 и 5 дорожки одновременно, и флур-том на 5 дорожку. На эквалайзере сделайте те же настройки, что и для рабочего барабана. Опять таки, микрофонные предусилители установите на 12 или менее часов. Входные пики должны достигать -2 дБ. Особое внимание уделите второму тому. Так как он назначен на две дорожки одновременно, он будет давать меньший уровень и Вам захочется его повысить. Попросите барабанщика простучать по два удара по каждому из томов, и вы услышите, как панорама перемещается с одной стороны в другую (я обычно панорамирую четвертую дорожку полностью влево, а пятую – полностью вправо).

Оверхеды

Назначьте оверхед, который снимает тарелку над первым томом, в ту же дорожку, куда назначен сам первый том (4 дорожка). Это поможет оставить тарелку звучать в той же фазе. Вторую оверхед назначьте соответственно на дорожку с флур-томом (5 дорожка). Обычно при снятии тарелок конденсаторными оверхедами частотная обработка эквалайзером практически не нужна, но вполне возможно использовать фильтрацию низких частот и немножко приподнять верха около 8-10 кГц. Входные уровни для тарелок установите достаточно низкими.

Ну и последняя мысль. Всегда проверяйте записанные вами барабаны в моно режиме. Если что-то пропало – то у Вас фазовые проблемы. Проверять в моно режиме стоит систематически в течение всего процесса записи барабанов.

Если Вы внимательно прочитаете и усвоите эти рекомендации, и только после этого начнете экспериментировать с местоположением микрофонов, уровнями громкости и частотной обработкой, Вы заметите, что добились очень хорошего звука при записи барабанов в домашних условиях. Конечно же, отдельные барабанщики имеют свое мнение на счет того, как должны звучать барабаны, называя это «я так чувствую», и чувствовать звук действительно очень важно при записи барабанов.

запись, барабаны, инструмент

Рейтинг:  4 / 5 Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна