Сведение - советы и рекомендации

Сведение - советы и рекомендации
Сведение - советы и рекомендации

Ритм-секция качает, вокалист звучит кристально чисто, гитары записаны тоже великолепно, а когда дело доходит до сведения всех этих инструментов вместе, что же получается? А получается отвратительный микс. Знакомая ситуация? Если Вы еще не имеете достаточного опыта в сведении музыки, то естественно результат Вашей работы будет Вас огорчать. Вообще, сколько хороших звукорежиссеров есть на свете, наверное столько же существует и правильных способов сведения. И хотя нет никаких аксиом сведения и абсолютных правил, я все же осмелюсь дать Вам 20 советов, которые я вывел в течение многих лет работы звукорежиссером. Я бы не хотел, чтобы Вы считали эти советы неоспоримыми правилами, потому как это скорее рекомендации, и Вы можете отойти от них в любой момент, как только придете к выводу, что уже готовы экспериментировать. Итак, хватит болтовни, приступим непосредственно к делу.

Совет №1.
Все регулировки микшера установите в нулевое положение: обнулите эквалайзер, обнулите все посылы, опустите все фейдеры громкости на всех каналах, в том числе и на тех, которые не собираетесь использовать (а лучше вообще замютируйте неиспользуемые каналы). Все неиспользуемые посылы также отключите. Все эти действия позволят Вам в дальнейшем избежать излишних шумов. Если же этого не сделать, то в процессе сведения Вы вполне можете обнаружить ненужную обработку на какой-нибудь дорожке только из-за того, что забыли отключить посыл. А еще очень полезно перед началом сведения подготовить список Ваших дорожек с привязкой к каналам микшера. Самый простой и годами проверенный способ перенести этот список на микшер – наклеить полосу клейкой бумажной ленты на пульт и уже на этой бумаге подписать каждый канал. После окончания сведения Вы сможете легко снять эту полоску бумаги, не оставив никаких надписей на корпусе самого микшера.

Совет №2.
Отстройте уровни громкости при сведении не только для используемых Вами каналах, но и для всех посылов (send) и возвратов (return) внешних приборов обработки звука. Уровень сигнала, поступающего на вход каждого канала микшера, должен быть максимально велик, но при этом не перегружать канал. Эти несложные процедуры позволят получить после сведения более четкий, прозрачный микс. На сегодняшний день большинство записей после сведения редактируются в цифровом виде, и если Вы планируете поступить точно также, то не стоит вырезать шум в дорожках, который идет в начале и в конце микса. Вы всегда сможете убрать этот шум уже в цифровой студии при помощи подавителя шумов, а для его колибровки понадобится эталонный образец шума.

Совет №3.
При сведении трека в любом музыкальном стиле всегда можно выделить какие-либо инструменты, относящиеся к одной логической группе (ударные, бэк-вокалы, струнная либо духовая секция). Такие инструменты стоит назначить на подгруппы микшера, чтобы иметь возможность быстро и легко регулировать общую громкость всей группы дорожек или уровень накладываемых на них эффектов. Назначение логически связанных инструментов на подгруппы сэкономит Ваше время и сократит количество лишних движений пальцами в процессе сведения. Однако стоит помнить, что эффекты, которые вы хотите назначить на подобные группы инструментов, следует назначать на подгруппу этих инструментов. Иначе при изменении уровня громкости подгруппы уровень обработки будет оставаться неизменным.

Совет №4.
Уровни фейдеров громкости каждого канала стоит пометить, например, цветным маркером, а если Вы планируете изменять уровни громкости во время сведения, то стоит и зафиксировать точное время, на котором будет изменена громкость того или иного канала. Вообще, прослушивая весь микс, лучше не особо следите за уровнями громкости каналов, а больше сконцентрируйтесь на звуковом восприятии и балансе инструментов.

Совет №5.
Не стоит также заблуждаться, что Ваш слух идеален, и слепо ему верить. Ваши уши, как и любые другие части тела, имею свойство уставать. Позвольте Вашему слуху отдохнуть перед тем, как начинать сведение. Помимо этого, не будет лишним регулярно прослушать несколько эталонных коммерческих записей в студийных мониторах, чтобы было с чем сравнить Ваш собственный микс.

Совет №6.
Чтобы Ваш микс звучал энергично, нужен определенный контраст между инструментами. Чтобы этот контраст остался, крайне важно не переусердствовать с обработкой эффектами, особенно это касается реверберации. Зачастую, чем более «сухой» звук, тем лучше он читается в миксе. Большое количества ревербератора уводит звук на второй план, инструмент теряется. Если Вам уж очень необходима сильная реверберация лид-вокала, томожно попробовать добавить предварительную задержку (pre-delay) к основному эффекту реверберации. Уровень вокала и уровень реверберации следует отрегулировать таким образом, чтобы лид-вокал хорошо читался в миксе.

Совет №7.
Не стоит разводить по панораме низкие звуки на подобие бас бочки или бас гитары. Низкочастотные звуки лучше всего оставлять по центру звуковой картины. Просто зачастую низкие звуки хорошо распространяются в любом направлении, и панорамирование басов не даст Вам никаких положительных результатов.

Совет №8.
Частотную обработку эквалайзером осуществляйте после того, как сведете весь микс. Дело в том, что по отдельности инструменты звучат совершенно иначе, чем в миксе с остальными инструментами. Чем меньше Вы будете пользоваться эквалайзером, тем натуральнее будет звучать результат сведения.

Совет №9.
Постарайтесь сделать так, чтобы инструменты как можно меньше звучали в одном и том же диапазоне частот. Спектра средних частот это касается в первую очередь. Использованием эквалайзера можно добиться неплохих результатов. Это называется спектральным сведением, когда каждому инструменту выделяется отдельный диапазон частот. Вы когда-нибудь замечали, что в поп-роке акустическая гитара звучит особо чисто? Зачастую такого результата добиваются именно спектральным сведением.

Совет №10.
Но все таки не перестарайтесь с частотной обработкой треков эквалайзером. Через чур инструменты эквализированные зачастую звучат не натурально, особенно, когда эквалайзером задраны высокие частоты. Если же Вам совсем не обойтись без частотной обработки, то советую пользоваться внешними эквалайзерами. Обычно они имеют гораздо больше возможностей и звучат на порядок выше эквалайзера, встроенного на канале Вашего пульта.

Совет №11.
Используя частотную обработку, следует вырезать эквалайзером частоты, а не добавлять их. Это менее вредит миксу, так как слуховой аппарат человека слабее замечает ослабление частот, чем их усиление. Тем более не следует усиливать сигнал в определенном диапазоне частот, если Вы используете в процессе сведения встроенный в пульт эквалайзер или дешевый внешний эквалайзер.

Совет №12.
Крайне полезным будет использования компрессора для выравнивания уровня лид-вокала. Далеко не все вокалисты настолько профессиональны, что уровень громкости их голоса не требует впоследствии динамической обработки. Однако с компрессором тоже не переусердствуйте: компрессия сигнала повышает шум и может через чур усилить шипящие звуки, издаваемые вокалистом.

Совет №13.
Регулярно выходите из студийной комнаты и проверяйте баланс инструментов, прослушивая микс из соседнего помещения. Это позволит Вам услышать дисбаланс инструментов более точно, чем если бы Вы прослушивали микс, сидя непосредственно перед Вашими студийными мониторами. Почему так происходит – никто не знает, но этот прием работает.

Совет №14.
Не сводите микс на высоком уровне общей громкости. На большой громкости всегда кажется, что музыка качает еще сильнее. Но вряд ли рядовой слушатель всегда слушает музыку на предельных уровнях громкости. Помимо этого, большая громкость студийных мониторов может привести к временному изменению ракурса восприятия Вами звуков, или даже к повреждению слухового аппарата. Иногда не помешает проверить, конечно, как сведенный Вами трек звучит на большой громкости, однако большую часть времени я бы советовал Вам работать с музыкой на том уровне громкости, на котором Вы предполагаете, она будет прослушиваться. Если же Вы занимаетесь сведением клубной музыки, предназначенной для воспроизведения на больших танцевальных площадках, то забудьте все, что я Вам сказал о громкости звука!

Совет №15.
Прослушивайте сведенный Вами материал как в наушниках, так и в колонках. Прослушивая микс в наушниках, Вы сможете заметить мелкие искажения и щелчки, которые никогда не воспроизведут динамики колонок. Однако при сведении не стоит полагаться исключительно на наушники. Всем известно, что в наушниках стерео картина звучит совсем иначе, чем в колонках, да и на низких частотах наушники ведут себя совершенно непредсказуемо.

Совет №16.
Не изменяйте уровень громкости барабанов и баса в процессе сведения. В любой композиции ритм-секция является основой, над которой надстраиваются остальные инструменты, и основа эта должна быть ровной. К тому же, вполне достаточно естественной динамики звучания инструментов ритм-секции, так что не стоит лишний раз двигать фейдеры их каналов.

Совет №17.
Уровень громкости среднечастотных инструментов, например, таких, как электрогитары и синтезаторы, старайтесь держать на 2 – 3 дБ ниже громкости лид-вокала. Это значительно повысит прозрачность, читаемость микса. С целью понижения громкости инструментов вполне можно использовать компрессор с коротким временем атаки (attack), установив время восстановления (release) таким, каким посчитаете нужным.

Совет №18.
В случае, когда Вы записываете микс в цифровой студии, не стоит постоянно смотреть на экран монитора и изучать секвенсор в процессе сведения. Визуальная информация отвлекает Вас от слуховой, а это Вам совершенно не нужно. Лучше вообще закройте глаза во время сведения. К тому же, наблюдая секвенсор на экране Вашего монитора, у Вас может сложиться неправильное мнение о качестве аранжировки. По этой причине некоторые звукорежиссеры даже предпочитают аппаратные секвенсоры цифровым программам студиям.

Совет №19.
Если записанный микрофоном инструмент звучит через чур сухо и безжизненно, не торопитесь портить сигнал сильнейшей реверберацией, как в кафедральном соборе. Попробуйте обработать сигнал эффектом комнаты, придающим звуку объемность и ощущение пространства. И помните, что чем меньше установлено время задержки, тем проще добиться звучания инструмента в центре панорамы.

Совет №20.
Прослушайте результат Вашего сведения на следующий день после того, как Вы закончили микс. Ваше восприятие звуковой картины явно изменится после того, как Ваш слух отдохнул ночью. Также Вам необходимо будет прослушать Ваш микс на всех акустических системах, к которым только сумеете добраться. Вы должны быть уверены, что сведенный Вами материалы будет одинаково хорошо звучать на любой аудио аппаратуре. После всего этого, закончив микс окончательно, сохраните всю рабочую информацию, в том числе и настройки эквалайзера, ревербератора, компрессора и других эффектов. Никогда нельзя быть уверенным, что Вам не захочется завтра что-то подправить в миксе и сведение не начнется с начала.

запись, сведение, микс

Рейтинг: 4 / 5 Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна