В предыдущей статье я уже упоминал о том, насколько важно еще до начала сведения иметь представление, как должен звучать рэп вокал. В этой статье я расскажу вам методы, как именно достичь хорошего сведения рэп вокала.
Я прочитал много (возможно слишком) статей о сведении вокала. Подрежьте 300 Гц, поднимите 2 кГц, компрессируйте 4 к 1, и т.д. и т.п. К сожалению, эти статьи не дали мне ничего полезного – они просто спекулировали общими понятиями. К тому, что собираюсь рассказать вам я, стоит прислушаться и воспользоваться этими знаниями. На сей раз речь пойдет об обработке эквалайзером.
Микрофоны
Запись вокала – это тонкая взаимосвязь между вокалистом и микрофоном. Рассматривая вокал, нам нужно обращать внимание как на характер самого голоса, так и на специфику микрофона, который использовался при записи.
Два основных вопроса, связанные непосредственно с микрофонами, это переусиление на низких частотах и резонансы на средних частотах.
Низкие частоты
Когда вокалист поет очень близко к микрофону, появляется переусиление на низких частотах. Если у вас есть возможность присутствовать при накоплении вокала, лучшим решением этой проблемы будет попросить вокалиста отойти чуть дальше от микрофона.
Если же вокал уже записан, то на стадии сведение лучшим решением будет использование ВЧ фильтра. Я не рекомендую применять фильтрацию с закрытыми ушами – само «тело» голоса может быть расположено в той низкочастотной грязи, которую вы отфильтруете.
Попробуйте использовать фильтрацию с плавным наклоном кривой, начиная от той частоты, на которой начинается перевозбуждение. Либо попробуйте другие формы кривой фильтра, тут нет универсального решения, в каждом конкретном случае нужно пробовать и слушать.
Средние частоты

У микрофонов также есть тенденция быть чувствительными на средних частотах. Из-за этого часто возникают резонансы в районе 300 – 600 Гц. Обычно ослабление этого узкого диапазона частот на 2 дБ решает проблему. Однако не стоит ничего подрезать только потому, что так сказано где-то в интернете. Если вы не слышите никаких проблем с резонансами, то и не стоит ничего подрезать. Очень опасайтесь этого диапазона частот, все новички всегда стараются его подрезать, а ведь в нем сосредоточена часть «тела» голоса, его «толщина». Этот диапазон частот должен звучать так, чтобы голос был плотным, но при этом не выпирал из микса и не звучал неаккуратно.
Голос
Теперь можно перейти к характеристикам голосов. Для большинства рэп вокалов нам захочется иметь яркий голос на переднем плане, но при этом плотный и с характером. Достижение яркости голоса и выведение его на передний план идут рука об руку.
Легче всего начать с высоких частот. Вполне очевидно, что если у вас уже имеется яркий вокал, то и не нужно усиливать никакие частоты. Однако очень многие вокалы начинают звучать ярче при поднятии ВЧ. Усиление высоких частот не должно быть обязательно сфокусировано в каком-то узком диапазоне. На практике очень эффективно работает поднятие широкого диапазона ВЧ. Мне нравятся эквалайзеры с плавными кривыми, очень хороши Pultec, UBK Clariphonic, Waves HLS или LinEQ от Waves. Конечно, это достаточно дорогие приборы и плагины. Но большинство эквалайзеров и фильтров, встроенных в современные DAW, тоже отлично справляются со своими задачами, так что не обязательно иметь дорогие аппаратные и программные средства, чтобы получить хороший результат.
Шипящие звуки

Я не из тех звукооператоров, которые сводят, руководствуясь исключительно цифрами, но в этом случае цифры помогут вам избежать ошибки. Повышение 10 кГц на 4 дБ работает почти всегда беспроигрышно.
Хорошо записанный вокал не будет особо шипящим, но хорошо записанный вокал встречается редко, так что большинство записей (особенно, если вокалист сам по себе шепелявит) будут немного шипящими. Вот здесь и используется де-ессер. Моей проблемой было то, что я использовал де-ессер в конце своей цепи обработки. Когда в де-ессер поступает уже эквализированный сигнал с поднятыми высокими, де-ессеру значительно сложнее избавиться от шипящих в вокале. А вот если вы примените де-ессер до эквалайзера, то проблема с шипящими будет устранена до поднятия высоких частот.
Высокие частоты
Диапазон высоких частот идет следующим в моем списке. Где-то в районе верхней серединные есть диапазон, на котором голос проявляет свое «волнение» и выходит на передний план. Это частоты, которые формируются во рту и на которых происходит вся артикуляция. Обычно этот диапазон не так уж сложно найти.
Ключом к достижению переднего плана является эквалайзер. Но помните, что вы усиливаете не просто какую-то частоту, а именно полосу частот. Если при повышении верхней середины вы получаете раздражающий тон голоса, то сужайте полосу частот, пока это проблема не исчезнет. И наоборот, если вы уже достаточно усилили полосу частот, но вокал звучит все также гладко, попробуйте расширить полосу частот. Помимо этого помните, что вокал в соло режиме звучит более «среднечастотно», чем в миксе.
Средние частоты
Средние частоты – это характер вашего вокалиста. Тембр, текстура – все єто в среднем диапазоне частот. Я люблю экспериментировать с новыми голосами. Немного усиливаю и подрезаю различные частоты, чтобы посмотреть, как они повлияют на конкретный тембр голоса. Таким образом можно найти несколько «персональных» уловок, которые помогут сделать именно этот голос узнаваемым. Это могут быть характерные скрипучие обертона, как у DMX или Xzibit, или носовое звучание, как у Snoop Dogg или Q-Tip.
Обнаружение обертонов в вокале помогает подчеркнуть его характер. Конечно, оптимальный характер уже находится в самом голосе, и если записанный голос звучит вполне оригинально и характерно, то и не нужно в нем ничего усиливать или подрезать. Применение одних и тех же штампов и клише при работе с вокалом – ошибка, часто приводящая к плохому сведению.
ВЧ фильтры
И, наконец, мы переходим к низким частотам. Не применяйте ВЧ фильтры только потому, что так делают все! Если я сам занимаюсь записью голоса, я могу применить ВЧ фильтр на преампе, если слышу, что голосу нужно прибрать бас. Это означает, что если вы получаете голос, записанный мною, то он либо не нуждается в обработке ВЧ фильтром, либо уже им обработан. Применение ВЧ фильтров на стадии сведения обычно вредно и бесполезно. Но все равно пробуйте. Если ВЧ фильтрация заставит вокал звучать лучше – значит, ее стоит применить.
Теперь самый лакомый кусочек – только потому, что к голосу был применен ВЧ фильтр, это не значит, что в нем нет смысла попробовать поднять низкие частоты для увеличения плотности. Один из моих любимых методов, которые я применяю для работы с голосами многих рэп исполнителей, это использовать ВЧ фильтр для устранения грязи, а потом использовать эквалайзер с широкой кривой, чтобы вернуть басы обратно. Да, вы не ошиблись, я сначала подрезаю НЧ, а потом поднимаю их обратно. Поверьте, повышение НЧ на один или два дБ сделает очень многое.
Заключение
В заключение хочу сказать: я поделился с вами некоторыми методами, к которым стоит прислушаться, но не обязательно слепо их выполнять. Если голос звучит великолепно – не заморачивайтесь с его обработкой. Вы должны положиться на свои уши и на то, что вы слышите, а не на цифры, которые вы видите. Ключ к успешному сведению не в том, чтобы применить как можно больше плагинов, а в том, чтобы сделать как можно меньше правильных движений. К тому же, как только вы добавите вокал к остальному миксу, возможно кое-что понадобится переделать.
В любом случае, если вы еще не совсем готовы к сведению рэп вокала, перечитайте мою предыдущую статью. В следующей же статье я расскажу о компрессии рэп вокала.
Автор: Метью Вайс
Метью Вайс является главным инженером в «Studio E», расположенной в Филадельфии, США.