ГородСиэтл 

Сведение - это просто

Сведение - это просто
Сведение - это просто

Большинство людей считает, что сведение – трудная задача. Но на самом деле это не так. Звукорежиссеры делают из этого некое таинство, что позволяет им казаться умнее и запрашивать за сведение большие суммы денег. Но давайте разберемся. Сведение - это же не ракетостроение. Это просто использование на практике базовых знаний физики звука, понимание акустики, ну и наличие хорошего вкуса в придачу.

Самый лучший способ чему-то научиться – это повторять за мастерами своего дела. Точно также обстоят дела и со сведением. Прослушайте образцовый материал в наушниках. Пускай в это время вокруг не будет никого, кто бы мог Вас отвлечь. Даже закройте свои глаза во время прослушивания материала.

Возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте диаграмму того, что Вы слышите в миксе. Посередине листа нарисуйте себя. Вслушайтесь в бас бочку. Где Вы ее слышите? Прямо по центру? Отлично – нарисуйте бочку непосредственно перед нарисованным самим собой и подпишите «бас бочка». Точно также услышьте, где звучит рабочий барабан, и нарисуйте его в соответствующем месте. Бас гитара? Тоже где-то посередине. Клавишные? Низкие ноты звучат в левом ухе, а высокие – в правом. Вас это удивляет? А представьте, что слышит сам пианист во время игры.

Большинство звукорежиссеров сводят инструменты в миксе так, как если бы они оказались на месте слушателя, либо на месте музыканта. Я, например, свожу так, как если бы я находился на месте музыкантов. Другими словами, барабаны я панорамирую так, чтобы первый том оказался слева, а флур-том – справа.

Когда вы закрываете свои глаза, Вы должны быть в состоянии визуализировать пространство, в котором распространяется звук. Это как представить себя, стоящего у подножья горы. Прямо перед собой Вы увидите зеленые луга, чуть дальше – озеро, еще дальше – сосновый бор, примыкающий к противоположному берегу озера. Дальше и левее – редко растущие осины, а правее – ряд холмов. И наконец, прямо по центру, далеко за озером – величественные вершины горного хребта. У каждого из этих объектов есть свое место в пределах пейзажа, и вместе они составляют целостную картину. Со сведением звука дела обстоят точно также.

Давайте представим себе теоретически трек в стиле поп-рок. Бас бочка, рабочий барабан и бас гитара должны находиться по середине и преобладать над другими инструментами, за исключением лид-вокала конечно же. Бас и барабаны – это ритм-секция, они формируют скелет песни, ее основу. Если они правильно сведены – считайте, что половину работы Вы уже выполнили.

Начните сведение с бас бочки. Установите громкость в Ваших мониторах такую, чтобы Вам было комфортно слушать запись. Поднимите фейдер канала, на котором звучит бочка, до того уровня, при котором пики будут достигать -3 дБ. Если хотите добавить атаки, то немного добавьте 2.5 кГц на эквалайзере. Если же бочка немного «гудит» на низких частотах, то подрежьте 300 Гц.

Фейдер бас гитары поднимите до тех пор, пока бас не зазвучит на равне с бочкой, а вдвоем они не начнут качать. Теперь добавьте в микс рабочий барабан. Выведите фейдер на такой уровень, чтобы рабочий звучал на ровне с бочкой и бас гитарой, но не выше. И добавьте немного ревербератора на рабочий барабан. Попробуйте для начала задержку в 1 секунду. И добавляйте по вкусу.

Теперь, наконец, добавьте в микс томы и тарелки. Помните, что они должны быть должным образом панорамированы, то есть левая тарелка должна звучать там же, где и первый том, а правая – там же, где и флур-том. Второй том должен звучать посредине. Если Ваши томы звучат как картонные коробки, попробуйте добавить на них немного низа, приблизительно на 300-500 Гц, и добавьте немного высоких, чтобы повысить атаку. Не думаю, что Вам придется сильно хлопотать над вызвучкой хета. Кто-то когда-то сказал мне, что хет всегда сам о себе позаботится, и при этом у него это отлично получится!

Следующими добавим гитары. Первой – электрогитару. Панорамируйте ее почти полностью влево. Теперь наложите на сигнал коротенькую задержку, и полученный результат почти полностью панорамируйте вправо, но немного уменьшив уровень громкости. При нажатии кнопки «play» Ваш мозг услышит слева жирную, объемную электрогитару. Акустическую же гитару полностью панорамируйте вправо. С помощью гармонайзера совсем чуть-чуть расстройте гитару и и полученный результат панорамируйте влево. Что получилось? А получилась опять-таки жирная, объемно звучащая акустическая гитара, которая прорывается сквозь микс без повышения ее громкости. Вот и весь секрет. Но будьте осторожны при панорамировании, потому что, перестаравшись, можете получить полный микс, не звучащий целостно.

Теперь же добавим клавишные. Я обычно панорамирую клавишные так, как если бы я сидел непосредственно за ними. Но если в миксе слева электрогитара играет в нижнем регистре, то тогда я естественно не панорамирую низкие ноты клавишных влево. В таком случае я развожу клавишные следующим образом: низкие ноты панорамирую на 9 часов, а высоки – на 3 часа. Стерео компрессором выставите быструю атаку и большое время восстановления. Это позволит высоким нотам звучать более четко, а низким – более объемно.

Наконец пора заняться бек-вокалами. Давайте предположим, что мы имеем два трека бек-вокалов, в каждом из которых по три голоса. Давайте добьемся звучание как у Eagles. Панорамируйте одну группу вправо, а вторую – влево. Немножко подрежьте нижней середины, чтобы голоса звучали более воздушно. Ну что? Почти как у Eagles. А еще лучше получится, если добавите немного стерео ревербератора, с 1.5 секундной задержкой.

И в конце концов мы добрались до лид-вокала. Такой себе лакомый кусочек микса. Вставьте лид-вокал прямо посередине. Сделайте его громким. Это важно. Добавьте реверберации на лид-вокал. Или же можете наложить дилей, это позволит голосу лучше читаться без чрезмерного добавления громкости.

Вот собственно и все секреты сведения. Создание инструментов, которые легко будет отыскать в миксе, но без использования фейдера громкости. Эквалайзер тоже может значительно помочь в этом деле, но понадобится время, чтобы прийти к пониманию, что дает эквалайзер каждому инструменту, как он влияет на звучание инструмента, и какой эффект мы в конце концов получим при прослушивании микса целиком.

Принципы, которые я описал выше, являются элементарными, но они помогут Вам начать заниматься сведением. Используйте эти руководства раз за разом, пока не начнете мастерски сводить и получать отличный звук. Когда все Ваши миксы будут звучать великолепно, тогда, и только тогда, можете начинать экспериментировать. Как и в любом другом деле, в сведении практика и экспериментирование – ключ к успеху!

запись, сведение

Рейтинг:  4 / 5 Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна