ГородАшберн 

Советы по записи струнных инструментов

Советы по записи струнных инструментов
Советы по записи струнных инструментов

Струнные - возможно самые выразительные инструменты после человеческого голоса. Зная, как сильно могут звучать струнные, необходимость записать их часто пугает звукорежиссеров. Невозможно определить точную формулу для получения лучшего звука струнных, но я могу дать вам несколько ключевых советов, которые действительно помогут вам добиться красивого, певучего звука струнных инструментов.

Пространство

Для начала выясните, как струнные должны звучать в миксе. Должны ли струнные звучать на переднем плане, или только фоном? Если вы хотите записать струнные в стиле соул, стоит расположить микрофоны в непосредственной близости от музыкантов с инструментами. Таким образом вы получите дополнительные гармоники и плотный звук на переднем плане. В рок музыке наоборот, вся звуковая мощь идет от барабанов и гитар. Поэтому микрофоны следует расположить подальше от записываемых инструментов. В данном случае струнные должны добавлять записи атмосферности и объема, а не бороться за власть с гитарами. А при записи классического оркестра вам нужно будет запастись двумя комплектами микрофонов. Первые микрофоны стоит поставить близко к инструментам, чтобы снять мощный звук, насыщенный гармониками. Второй комплект микрофонов расположите на расстоянии, чтобы записать объемный звук комнаты. Потому что при сведении вам понадобятся как сильные звуки, так и пространственное звучание всего ансамбля.

Микрофоны

Выберите свое оружие. Многие люди присягают на верность ленточным микрофонам, другие предпочитают только конденсаторные для записи струнных. Истина, как всегда, лежит посредине. Только полное понимание того, какого звука поможет добиться каждый тип микрофонов, даст вам ответ. Ленточные микрофоны отлично подойдут в трех случаях:

  1. Они обрезают высокие частоты. Это поможет подчеркнуть эффект близости, а также ослабит «стеклянные» гармоники, которые могут исходить от скрипок. Даже если ленточные микрофоны чересчур занизят высокие частоты, вы всегда сможете их поднять с помощью эквалайзера, добавив записи воздушности, при этом не сделав звук стеклянным (только не допускайте шипения на высоких частотах, которое характерно ленточным микрофонам).
  2. Ленточные микрофоны имеют диаграмму направленности в форме восьмерки. С их помощью можно добиться широкого звука, разнеся их в пространстве комнаты.
  3. Наконец, переходные процессы в ленточных микрофонах немного вялые, а это отлично подходит для того, чтобы закруглить рваные стакатто звуки струнных – и не понадобится компрессировать звук на стадии сведения!

Конденсаторные микрофоны тоже имеют свои преимущества:

  1. Вы получите более полный, чистый звук всего ансамбля струнных.
  2. Звук будет более объемный, хорошо будут переданы характеристики комнаты.

И ленточные, и конденсаторные микрофоны могут дать фантастический звук, если их установить в правильном месте. Речь в первую очередь идет о том, какой звуковой картины вы хотите добиться. Например, при записи струнных, которые должны будут звучать на заднем плане в рок композиции, я бы выбрал ленточные микрофоны. Мне понадобится пространственный звук, но при этом не нужен звук самой комнаты. И для этих целей ленточные микрофоны подходят лучше, чем конденсаторные. Для записи композиции в стиле соул я выберу конденсаторный микрофон с кардиоидной диаграммой направленности, потому что мне нужен плотный звук, насыщенный гармониками. И, наконец, при записи классического оркестра я буду использовать всенаправленные конденсаторные микрофоны, чтобы одинаково хорошо снять и сами инструменты, и звучание всего зала.

Концентрическое моно

Фазовые проблемы – не шутка, когда речь идет о записи струнных инструментов. Почти невозможно записать в одной фазе два струнных инструмента, разнесенных в пространстве. Я сказал почти? Зачеркните это. Записать струнный ансамбль любого размера без фазовых проблем абсолютно невозможно. Пара инструментов, разнесенных в пространстве, всегда будет звучать частично в фазе, а частично нет. Даже в воображаемой центральной точке вам не удастся получить сфазированный звук. Но не волнуйтесь, у несфазированного звука есть определенное преимущество: более широкая стерео картина.

Так как же добиться одновременно и широкого стерео, и при этом целостного моно звука? Есть два пути. Первый – расставить микрофоны в XY или ORTF конфигурации. Тогда звук будет достигать всех микрофонов в практически одно и то же время. Другое решение заключается в использовании третьего «склеивающего» микрофона. Ваша стереопара никогда не будет сфазирована в случае записи струнных инструментов, но инструменты могут быть записаны в фазе с помощью третьего микрофона с круговой диаграммой направленности. Если вы поместите этот «склеивающий» микрофон так, чтобы он снимал равномерно звук всех инструментов в ансамбле, он поможет стереопаре звучать концентрированнее. И когда вы переключитесь в моно режим, из вашей записи не выпадет ни один инструмент. Сам по себе звук, записанный с помощью «склеивающего» микрофона достаточно абсурден. Он нужен только в качестве подклада для стереопары, которая выполняет основную работу по формированию целостного звука. Чем больше вы сможете подмешать «склеивающего» микрофона в запись, не портя широты звучания и тона стереопары, тем лучше вы получите моно звук. Обычно бывает золотая середина, при которой хорошо звучит и стерео, и моно.

Быть готовым ко всему

Всегда держите наготове несколько дополнительных микрофонов. Иногда вы будете получать отличную запись, но в процессе сведения может оказаться, что записанному звуку не хватило маленького нюанса. Особенно это касается записи небольших ансамблей, квинтетов и квартетов. Иногда микрофон, расположенный в непосредственной близости к инструменту и направленный на резонатор не дает лучшего результата. В резонаторах в форме латинской буквы f (эфах) формируется основной тон инструмента, и это не всегда лучшее место, чтобы записать сольно струнный инструмент, потому что вы теряете звук грифа, призвуки от пальцев, гармоники бриджа и другие тонкости. Но в случае записи ансамбля вам действительно будут нужны только основные тона.

микрофон, запись, инструмент

Рейтинг:  5 / 5 Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна