ГородСиэтл 

Секреты сведения сингла Lady Gaga “Just Dance”

Мировой хит певицы Lady Gaga “Just Dance” стал прорывом не только для нее самой, но и для ее продюсера RedOne, и для звукорежиссера Роберта Ортона, который занимался сведением этой композиции.

До конца 2008 года певица из Нью-Йорка Lady Gaga оставалась слабой вспышкой на радаре американских медиа. Выпуск ее дебютного альбома “The Fame” и первый сингл “Just Dance” лишь немного улучшил положение в родной стране певицы, не смотря на то, что сингл вышел в топ в Канаде. Но все изменилось, когда “Just Dance” добрался до верхушки чарта Billboard в январе 2009, через 22 недели после выпуска.

Песня также стала первым хитом для вокалиса Колби О'Донис, принимавшего участие в записи, и продюсера RedOne. И сингл, и альбом попали на рабочий стол звукоинженера Роберта Ортона спустя несколько недель после того, как он прекратил работу на Тревора Хорна (английский продюсер, композитор, музыкант и певец) и начал карьеру фрилансера в марте 2008 года.

“Just Dance”
Написано: Lady Gaga, RedOne и Aliaune Thiam
Продюсер: RedOne

Обложка альбома Lady Gaga “The Fame”

Роберт Ортон впервые услышал о Lady Gaga и продюсере RedOne, когда его менеджер, Мартин Кирзенбаум, прислал Ортону предварительное сведение трека “Just Dance”. «Во мне все перевернулось», - вспоминает Ортон. «Вы никогда не сможете сказать наверняка, станет ли песня успешной или нет, но уже со второго прослушивания я понял, что трек звучит как самый настоящий хит, и это было удивительно. Вот так я и связался с этим треком, и с RedOne, для которого с тех пор свел довольно много композиций. Я получил файл через сервис Digidelivery, с помощью которого сегодня пересылаются множество миксов. Никто больше не получал микс, только я и студия Sarm 3, в которой я работал. Я общался с RedOne по телефону до и во время сведения, а впоследствии и с Lady Gaga, чтобы точно понимать, что они хотят услышать, и вносил соответствующие изменения в микс».

«Я считаю действительно очень важным прислушиваться к предварительному сведению, потому как люди на это затрачивают много усилий. Люди наизнанку выворачиваются на стадии записи, чтобы добиться действительно хорошего звука, и предварительное сведение – одна из последних стадий этого процесса. Часто в предварительном миксе много внимания уделено деталям, и вам ни в коем случае нельзя упустить их. Люди просто не услышат всех этих мелких нюансов, если вы упустите их на стадии финального сведения. Для слушателя эти нюансы – часть вибраций. С предварительным сведением могут быть проблемы, но зачастую как раз с вибрациями там все в порядке. Я считаю, что приступать к финальному сведению, при этом игнорируя предварительное сведение, немного высокомерно. RedOne сделал действительно хороший предварительный микс “Just Dance”: и самой Lady Gaga, и звукозаписывающему лейблу он понравился. Меня просто попросили вывести его на качественно новый уровень.

Часть окна редактора Pro Tools, в котором Роберт Ортон сводил “Just Dance”

У вас появляется идея, что именно сделать с песней, достаточно быстро. Если вы достаточно упорно работаете над чем-то, вы можете сделать это лучше, но нужно быть осторожным, чтобы не потерять ту изюминку, которая бывает в предварительном варианте сведения. Так что сначала я большую часть усилий трачу на воспроизведение всех важных элементов предварительного микса. В случае с “Just Dance” одним из нюансов, который действительно нужно было сохранить, было то, как бас-барабан взаимодействовал с рабочим барабаном. То, как они были сведены в предварительном миксе, действительно заставляло вас встать и начать танцевать. Крайне важно было сохранить и преумножить это ощущение. Всего в миксе было приблизительно 100 дорожек, половина из них были запрограммированные барабаны и клавишные, вторая половина – вокальные треки, записанные Lady Gaga, Колби и RedOne. Учитывая такое большое количество вокальных треков, далеко не на последнем месте стояла задача заставить их звучать искренне и на переднем плане, насколько это возможно».

Приведение в порядок

Различные задержки использовались для подчеркивания акцентов разных слов песни

«Вообще, я уделяю много времени прослушиванию вокалов. Лидирующий вокал – вот на что люди обращают внимание в первую очередь, и когда вы добиваетесь наилучшего звучания, какое только возможно сделать, многое становится на свои места. Я начал сведение с того, что расставил треки в привычной для себя последовательности и назначил им цвета, что значительно помогает ориентироваться среди дорожек. После этого я оставил звучать только вокалы и стал слушать их, уделяя внимание звуку в целом, словам, мелодии и ритмике вокалистов, и исходя из этого определяя, какие именно эффекты я наложу на вокальные партии. Я часто замечаю, что если мне удается подобрать подходящий эффект для вокала, этот эффект может хорошо подойдет и для других инструментов. Работу с вокалами я начинаю с эквализации и компрессии, и как только я чувствую, что добился нужного звука, тогда только я перехожу к дилеям и ревербераторам. Я пытаюсь подчеркнуть ритмические аспекты вокала. Вокал сам по себе, без минуса, рассказывает слушателю историю, а другие инструменты должны просто усилить эффект от рассказа.

Различные задержки использовались для подчеркивания акцентов разных слов песни

Как только я сделал с вокалами все, что можно сделать, не слыша остальной трек, я их заглушаю и начинаю работать с барабанами и басом, и прилагаю все усилия, чтобы они хорошо звучали вместе. После этого я включаю вокалы и работаю над тем, чтобы «усадить» вокальные треки в микс с барабанами и басом, и только после этого и добавляю остальные инструменты, один за другим, выстраивая их в миксе вокруг вокалов, баса и барабанов. Конечно же, я множество раз пробую различные комбинации и возвращаюсь назад перед тем, как найду подходящее сведение. Дилей, который я добавлял к голосам на стадии работы только с вокалами, может не слушаться вместе с остальными инструментами, и тогда я его отключаю и пробую другой, и так далее. В начале процесса сведения в Pro Tools я работаю одинаково и с окном редактора, и с окном микширования, используя редактор для смещения треков, изменения времени и подчистки треков. Работать с окном редактора также хорошо потому, что это дает вам визуальное восприятие того, что именно проигрывается во время прослушивания микса».

Бэк-вокалы на бридже панорамировались в противоположные стороны и по-разному обрабатывались эквалайзером

К концу процесса сведения я уже провожу намного больше времени с окном микширования. Я назначаю различные дорожки на серии VCA фейдеров, которые служат как мастер-фейдеры различных подгрупп. В случае с “Just Dance” «A» – это были вокалы Lady Gaga, «B» – вокалы Колби О'Донис, «C» – вокалы RedOne, «D» – барабаны, «E» – басы, «F» – основные синтезаторы, и «G» – остальные клавишные. Я люблю работать с VCA фейдерами, так как вы все еще можете влиять на уровни дорожек после всех автоматизаций, которые вы применили к отдельным трекам, тогда как с группами, как только вы установили автоматизацию на отдельной дорожке, так все и останется. Когда я поднимаю VCA фейдер, все дорожки, назначенные на него, делаются громче. Работа с VCA фейдерами также упрощает сессию. Потому как у меня было 25 треков для возвратов эффектов, которые вы можете видеть слева от VCA фейдеров в окне микширования, в итоге общее число треков возрасло до 122. Многие вокальных дорожек были сложены вместе, и, организовав все в группы с помощью VCA фейдеров, справляться с дорожками стало гораздо проще. На самом деле вам не нужно постоянно видеть и работать с абсолютно всеми дорожками».

Сведение вокала
Использовались: URS EQ, Bomb Factory Fairchild 660, Waves Renaissance Vox и De-esser, Digidesign Revibe, Lo-Fi и Digirack EQ, McDSP Filterbank E6, Sound Toys Echoboy, TC Works Chorus-Delay.

Вокалы на бридже, панорамированные влево, обрабатывались Lo-Fi плагином

«На дорожке с лидирующим вокалом Lady Gaga (трек с названием «GgLdC») у меня использовались: плагин URS EQ, с помощью которого я добавил вокалу немного высоких частот; компрессор Bomb Factory Fairchild 660, который просто прибрал некоторые пики; с помощью Waves Renaissance Vox я добился несколько более мягкой компрессии, немного выровняв все; и Waves De-Esser, с помощью которого я прибрал некоторые шипящие звуки. Я оставляю де-ессер напоследок, потому что компрессия и эквализация несколько усиливают шипящие звуки. К вокалу также подмешивается реверберация с помощью Digidesign Revibe, только для того, чтобы добавить немного пространства. Ревербератор фильтруется с помощью McDSP Filterbank E6, который немного украшает обработанный сигнал, добавляя ему всплеска.

Эквализация вокалов, назначенных на 1 aux

Я также использовал много дилея при обработке вокала Lady Gaga. Много времени я уделяю поиску эффектов, которые привлекут внимание слушателя, и иногда это могут быть и статические эффекты, а иногда хочется использовать что-то динамическое. Работая с вокалом, я добавил задержку на половинную, четвертную и восьмую ноты, и мне кажется там даже звучит задержка на восьмую ноту с точкой. Все это я делал используя Sound Toys Echoboy. Все дилей-плагины я назначил на возвраты, частично потому это позволило мне применять дилей и к другим дорожкам, а частично потому, что не нагружая плагинами каждую дорожку можно сэкономить ресурсы компьютера. Задержка на 8 ноту панорамирована вправо и применяется на припевах и некоторых словах в куплетах. Посыл автоматизирован. Задержка в половинную ноту панорамирована влево, и применяется только к определенным словам. Например, в припеве каждое слово «dance» обработано дилеем в половинную ноту. Задержка на четвертную ноту тоже панорамирована вправо и автоматизирована, чтобы повторяться на определенных словах. Все задержки применяются к разным словам, чтобы добавить интересности дилею. Они также установлены в различных стилях Echoboy — TubeTape, Analogue и т.д., чтобы добиться различной структуры. Иногда вы хотите использовать «грязный» дилей, который прячется позади вокала и просто добавляет ему плотности, а иногда нужно добавить слову явные повторения на окончании, и в этом случае дилей должен звучать на переднем плане и очень чисто.

Плагин хоруса и дилея от TC Works помог уплотнить бэк-вокалы

Плагины Lo-Fi и Digirack 7-band EQ были добавлены на вокалы в бридже песни позже, уже на стадии сведения с другими инструментами. Микшируя вокал с минусом, я ощутил, что сложно передать смысл того, что она поет в этой части песни. В бридже звучат 4 вокала, два справа и два слева, и левые голоса звучали так, как будто они были задержкой правых голосов, при том, что это были полноценно записанные треки, а не отражения. Я хотел, чтобы все вокалы звучали более независимо друг от друга. Поэтому первое, что я сделал, это назначил их все на два aux, и эквализировал вокалы слева (2 aux) по-другому, не так, как вокалы справа (1 aux). После этого я добавил немного Lo-Fi на 2 aux, понизив частоту дискретизации до 22 кГц и изменив анти-алиас, у которого есть эффект исправления шипящих звуков в голосе. Все это разделило вокалы и позволило им звучать не так, будто они являются задержкой друг друга.

Плагин TC Works настроен как хор, для обработки подпевок, которые RedOne поет начиная с третьего припева и до конца песни. Этот плагин просто делает бек-вокалы плотнее и шире».

Сведение барабанов
Использовались: Sonnox Oxford EQ и Transient Modulator, Focusrite D3, Empirical Labs Distressor, SSL channel compressor, Digidesign Digirack Delay & EQ, Digidesign Smack!, Waves SSL Compressor.

Звук основной бочки был немного эквализирован и скомпрессирован чтобы усилить эффект пространства комнаты

«Как я и говорил, бас барабан – один из главных элементов в песне “Just Dance”. Рабочий барабан играет на слабую долю такта, и в начале первых тактов удар бас барабана чувствуется больше, чем удар рабочего, а потом уже начинается регулярный двухтактовый паттерн. Очень важно было подчеркнуть эту особенность в начале песни, и я это сделал с помощью автоматизации бас барабана и рабочего барабана, несколько понизив уровень первого удара рабочего.

Дорожка «Kick 1» – это, как не сложно догадаться, основной бас барабан, и к нему добавлено немного пространства комнаты, что очень важно. Я эквализировал бас барабан с помощью Oxford EQ и после добавил немного компрессии с помощью Focusrite D3, что несколько повысило ощущение пространства. «Kick 2» звучит только на 2 и 3 долях каждого такта, звук этот довольно тонкий, и его цель просто помочь основному бас барабану лучше прорезаться через микс. Эта дорожка не добавляет бочке веса или низких частот, а просто чуть сильнее прорезает на средних/высоких частотах. Как и рабочий барабан, я обработал ее внешним компрессором Distressor с настройкой 1176, что помогло и рабочий, и бочку выдвинуть вперед в миксе. Также был прописан трек «sub-kick» с большим количеством низких частот, но он звучит только на бридже.

Компрессия звука основной бочки

«Я использовал Oxford EQ чтобы сделать звук основного рабочего барабана несколько ярче, при этом прибрав немного около 5 кГц, чтобы избавиться от частоты, которую я не люблю. Как и в случае с бас бочкой, рабочий обрабатывался компрессором Focusrite D3, но в этом случае с очень быстрой атакой. Также рабочий был пропущен через Distressor, сигнал с которого я дублировал на новый трек и послал это на канал компрессора SSL. Мне нравится, что SSL channel compressor делает со звуком барабанов: если выкрутить ratio вправо и понизить threshold, то компрессор как будто захватывает звук, придавая ему острое звучание атаки, чего не дает ни один другой компрессор. Однако к концу сведения я все еще чувствовал, что не до конца передал то взаимодействие бас барабана и рабочего, которые были в предварительном миксе. Казалось, это было связано с определенным способом компрессии всего микса. Поэтому я загрузил плагин Waves SSL и решил применить его. Это было удивительно, насколько этот плагин добавил пульсации звуку и сделал именно то, чего мне не хватало.

Задержка в 8 ноту была добавлена к хай-хету, играющему 4 ноты

К барабанам применены также другие различные эффекты. Хай-хету, который играет четвертные ноты, я добавил задержку в восьмую ноту при помощью Digirack. Идея заключалась в том, чтобы добавить хету немного больше импульса в припеве. Дилей дальше посылался на Sonnox Transient Modulator, который немного увеличивает переходные процессы, и в итоге вы получаете больше чувства ритма, фактически не слыша задержку. Я также эквализировал дилей с помощью 7-полосного эквалайзера Digirack EQ, подрезав частоты ниже 702 Гц и в районе 11 кГц, и повысив 4,65 кГц и 10,68 кГц. Это довольно радикальный эквалайзер, но конечный эффект получился едва уловимым и я смикшировал задержку хай-хета с оригинальным хай-хетом, задвинув ее на задний план. Хлопки «Clap» обрабатывались только Oxford EQ, с помощью которого я повысил на 12 дБ частоту 3,2 кГц и срезал самые высокие частоты. Получилось что-то вроде низкочастотного фильтра, обрезающего все выше 8 кГц.

Эквализация хай-хета

Был также эффект на дорожке «drms», который являлся посылом нескольких дорожек с барабанами на Digidesign Smack! компрессор. Выход с этого компрессора подмешивался на заднем плане к общему миксу. Иногда, когда барабаны не совсем прорезают микс, я посылаю барабаны в этот компрессор, сжимаю сигнал достаточно сильно и возможно добавляю немного яркости, и подмешиваю получившийся сигнал к полному миксу на заднем плане. Не слишком громко, потому что это может смазать барабаны, а лишь слегка, что помогает барабанам прорезаться через микс. Вот что я проделал с ударными в этой песне».

Сведение клавишных
Использовались: Bomb Factory Moogerfooger delay и low-pass filter, Digidesign Digirack 7-band EQ, D-Verb, Lo-Fi, Line 6 Echo Farm, Chandler EMI TG12413, McDSP MC2000 и Filterbank E6, Sound Toys Echoboy.

Модуляция хай-хета

«В песне было несколько синтезаторных басовых линий, которые звучали действительно хорошо, так что с ними не было никаких проблем. Одной из партий было нечто наподобие саб-басов, остальные звучали как семплированная бас гитара, на которой играют медиатором, и они отлично прорезали микс на маленьких колонках. Клавишные синтезированные басы иногда великолепно звучат на больших колонках, но совершенно теряются на маленьких бытовых акустических системах. Здесь такой проблемы не было. Одним из главных элементов по части синтезаторов был так называемый «главный синтезатор», звучавший как синтезированный бас, но с большим количеством ярких оттенков на высоких частотах. Это стерео звук, и он звучит на протяжении всей песни, кроме бриджа. Я хотел подчеркнуть паузы в этой партии, так что я добавил очень короткую задержку с помощью аналогового дилея sampled pick bass, что-то около 16 ноты, которая сделала звук более жирным. После этого я автоматизировал дилей, приглушая его там, где он звучит параллельно основной партии, потому что я не хотел, чтобы задержка звучала в промежутках главной партии. Вы можете услышать дилей только там, где звучит главный ситезатор. Единственным плагином, который использовался на общем миксе для синтезаторов, был 7-полосный Digirack EQ, который использовался лишь для добавления яркости.

Плагин аналогового дилея Moogerfooger обрабатывал партию главного синтезатора

Также был синтезаторный звук на дорожке «RdOnsgntr», который является авторским звуком RedOne. У этого звука довольно длинная реверберация от D-Verb, переходящая в задержку в четверть ноты Echo Farm дилея. Все это сжато лимитером Chandler EMI TG12413. Дорожка «Answerblp», сразу над треком «RdOnsgntr», своего рода является ответом главному синтезатору в местах перед припевами. Это классная партия, я и решил, что ее нужно подчеркнуть в миксе, так что я обработал ее несколькими плагинами. Я добавил немного искажений с помощью Lo-Fi, добившись большего эффекта присутствия, после чего пропустил через низкочастотный фильтр Moogerfooger. Этот фильтр – действительно классный плагин, и я его очень часто использую, потому что он позволяет вам изменять огибающую звука. Я хотел сделать звук менее прямолинейным, сделать его как бы «разбухающим» перед припевом. Он появляется на короткий момент и должен добавлять песне динамики. Дальше этот звук обрабатывался многополосным компрессором McDSP MC2000, который выровнял звук по частотам. После чего я снова пропустил звук через фильтр Moogerfooger, чтобы в очередной раз изменить огибающую.

Дорожка «Audiolnst8» - это аудио инструмент №8. Трек, названный таким образом, безошибочно указывает на то, что композиция создавалась в Logic, даже если и была передана мне в файле Pro Tools! Этот трек – небольшой рисунок в припевах. Честно говоря, обработки плагинами здесь было очень мало. Я немного добавил высоких частот с помощью McDSP E6 Filterbank EQ, обработал компрессором McDSP MC2000, Lo-Fi, добавил задержку в восьмую ноту с помощью Echoboy, и эквализировал 7-полосным Digidesign EQ. Обычно моя философия при сведении – сделать как можно меньше вмешательств в проект. Очень легко перестараться, думая, что вы улучшаете композицию, при том, что на самом деле вы ее ухудшаете».

Создавая отличие

«Вообще, я сказал бы, что моей главной задачей при сведении “Just Dance” было не испортить изначальный предварительный микс, особенно взаимодействие бас бочки и рабочего барабана, которые уже звучали очень хорошо до обработки всего микса компрессором SSL. Я также добавил Waves L2 на стерео шину микса, который является своего рода жестким лимитером. Мне не нравится эта война громкостей, и я бы с удовольствием не компрессировал бы чересчур свои треки, но реальность такова, что слушатели будут сравнивать твои работы с другими, и сравнивать громкость в том числе. Я должен помнить об этом, но при этом я и не должен крутить лимитер как сумасшедший, если мое сведение уже звучит хорошо. Говоря это, я хочу сказать, что я не считаю частоту дискретизации особо важной. Большая часть треков, которые я делаю, достигают ушей слушателя в формате MP3, так что в итоге не имеет значения, какую частоту дискретизации я использую. В случае с “Just Dance” я работал на частоте 44,1 кГц и при 24-битном кодировании. 96 кГц конечно звучат хорошо, но большие размеры файлов создают проблемы: все процессы происходят в два раза дольше, а также сложности возникают с резервным копированием. Есть много других факторов, которые делают вашу работу отличной от других, а не только частота дискретизации, и я предпочитаю фокусироваться именно на этих факторах».

запись, сведение, микс, обработка

Рейтинг:  5 / 5 Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна