ГородСиэтл 

Подробный обзор и тест микшера Yamaha N12

Микшера Yamaha N12
Микшера Yamaha N12

Разработанные для интеграции с Cubase, обладающие новыми преампами и компрессорами, микшеры Yamaha серии N вызвали своим появлением на рынке значительный ажиотаж. Давайте же разберемся, сможет ли Yamaha N12 занять место основного микшера в Вашей студии?

История и концепция

В 2004 году японская корпорация выкупила Steinberg, но сотрудничество Yamaha и Steinberg уходит своими корнями гораздо глубже. Многие из Вас, возможно, вспомнят поддержку в старых версиях Cubase таки продуктов Yamaha, как саундкарта DSP Factory или программный синтезатор XG, а в более поздних версиях появилась возможность работать с цифровым микшером Yamaha 01x.

Так что с тех пор, как Yamaha приобрела Steinberg, интеграция программ Cubase и Nuendo с аппаратными средствами Yamaha оставалась лишь вопросом времени. Цифровые микшерские пульты Yamaha серии N являются первым таким результатом объединения двух компаний.

Цель разработки N серии микшеров Yamaha, в которую входят пульты N8 и N12, проста: создать цифровой микшер, который легко будет интегрироваться с DAW (цифровой аудио рабочей станцией, или попросту говоря компьютером), но при этом звучать и работать так, как положено аналоговому микшеру. Таким образом, не должно быть никаких волшебных самодвижущихся фейдеров, зато должно присутствовать множество различных кнопок и регулировок, за каждой из которых закреплена одна единственная функция. Как видите, концепция микшеров Yamaha серии N в корне отличается от серии 01x.

Микшер Yamaha N12 имеет все предпосылки для того, чтобы занять основополагающее место в Вашей студии звукозаписи. Подключив его к компьютеру с Cubase при помощи Firewire интерфейса, Вы получаете возможность одновременно записывать до 16 сигналов при частоте дискретизации 96 кГц и 16 либо 24 битном кодировании (на выбор). Но что гораздо интереснее – Вы можете послать 16 треков из Cubase в микшер, обработать каждый трек пультовыми эквалайзером и компрессором, после чего уже записать стерео микс со стерео шины Yamaha N12. Все эти операции потребуют от Вас нажатия лишь нескольких кнопок, а учитывая то, что микшер цифровой, Вам не понадобится использовать в цепи дополнительные ЦАП и АЦП. Вам предоставляется возможность работать со звуком 5.1 (хотя Cubase AI 4 не поддерживает этот формат звука, так что Вам нужно будет установить более позднюю версию программы), назначая сигналы на подгруппы микшера. Для того, чтобы контролировать все это, в Вашем распоряжении есть секция Control Room, а также мультигрупповой режим индикатора уровня.

Характеристики

N12 является достаточно большим пультом: 561 мм в длину и 517 мм в ширину. Такой размер микшера позволил добиться разработчикам удобного расположения элементов управления, которое, в свою очередь, вполне стандартное. Все входы и выходы на своих местах, разве что два выхода на наушники расположены не как обычно, а рядом с регулятором уровня громкости наушников в верхнем правом углу микшера. Секция каналов расположена слева, а секция Control Room и секция дистанционного управления DAW расположены справа.

Микшера Yamaha N12

Из 12 доступных каналов первые 7 абсолютно идентичны. Восьмой канал отличается лишь тем, что в нем пожертвовали переключателем фазы ради входа с высоким сопротивлением для подключения электрогитары или бас гитары. Каждый из этих восьми каналов имеет по два входных разъема, XLR и четвертьдюймовый jack, а также инсертный jack разъем, кнопку подачи 48В фантомного питания, 26 дБ pad переключатель и регулировку чувствительности (Gain) на 44 дБ.

Микшеры серии N имеют честь быть первыми аппаратными средствами Yamaha, оснащенными новыми преампами класса А, работа которых основана на высококачественных микросхемах Darlington. Большинство преампов Yamaha (например, таких, которые используются в сериях DM и O) звучат чисто и аккуратно, но иногда критикуются за недостаток характерного звучания. Преампы, которые установлены в Yamaha N12, этим недугом не страдают, Вы сразу услышите их окрас.

Аналого-цифровое преобразование происходит после каскада регулировки чувствительности, но до каскада переключения фазы. Следующим идет высокочастотный фильтр, ослабляющий на 12 дБ все, что ниже 80 Гц. Следующий каскад в цепи – секция компрессии, но о компрессоре чуть позже.

Стереопары каналов 9/10 и 11/12 не имеют инсертов, компрессоров, pad переключателей, XLR входов и фантомного питания, которые есть на первых 8 каналах, но высокочастотные фильтры на стереопарах остались. Входы стереопар реализованы RCA разъемами (тюльпанами) и четвертьдюймовыми jack разъемами.

Секция эквализации - стандартная трехполосная, с параметрической серединой, регулируемой от 100 Гц до 10 кГц. Все три ручки позволяют регулировать частоты в пределах 18 дБ. Как это часто бывает в маленьких микшерах, о bypass обходе эквалайзера не идет и речи. Естественно, Вы можете просто выставить все ручки эквалайзера в нейтральное положение, но это Вам не позволит эффективно сравнивать частотно обработанный сигнал и исходный сигнал, как это было бы удобно с кнопкой переключения bypass. После каскада эквалайзера сигнал направляется прямо в компьютер.

Микшера Yamaha N12

Первый из двух Aux посылов жестко привязан к встроенному ревербератору, и поэтому не имеет никакого физически реализованного разъема. Второй Aux имеет разъемы, так что к нему можно подключать внешние процессоры эффектов.

Регулятор панорамы (баланса) в микшере Yamaha N12 действует традиционно, также как и кнопка solo, кнопка включения/выключения канала и 100 мм фейдер. Рядом с фейдерами каналов расположены 4 ступенчатые светодиодные индикаторы уровня сигнала. Ниже расположены три управляющие кнопки, каждая из которых обладает своим статус-индикатором, опять таки, светодиодным. Кнопка Wet подает на индикатор уровня сигнал из соответствующей дорожки Cubase. Остальные две кнопки определяют, подается ли сигнал на ST (стерео) шину или Rec шину. При этом запись можно осуществлять с обеих шин через Firewire соединение параллельно 12 основным каналам.

Мастер секция, шины, дистанционное управление DAW

Стерео шина (мастер канал, или главный выход) пульта Yamaha N12, как Вы могли догадаться, имеет свой фейдер, индикатор уровня и выходные разъемы на задней панели микшера. В отличие от Aux шины, выходные разъемы мастер шины реализованы не только четвертьдюймовыми jack гнездами, но и RCA разъемами (тюльпанами), так что Вы имеете возможность выбирать.

Стерео шина записи отличается от других шин тем, что специально предназначена для записи сигнала в компьютер, а потому не имеет никаких физически реализованных выходных разъемов. Уровень громкости стерео шины, Aux шины и шины записи отображается на большом индикаторе, состоящем из 72 светодиодов, по 12 ступеней громкости для каждого канала каждой шины. Когда же идет работа с форматом звука 5.1, то светодиодный индикатор может быть переключен в режим отображения 6 моно каналов. Естественно, Yamaha N12 имеет необходимые выходы для подключения системы объемного звука.

Микшера Yamaha N12

Секция Control Room также имеет несколько кнопок для того, чтобы контролировать сигналы на различных шинах. Другими полезными особенностями микшера Yamaha N12 являются наличие переключателя режима работы светодиодного индикатора, кнопки отключения индикатора, а также встроенной функции talkback со своим собственным регулятором громкости (маленький talkbacs микрофон встроен прямо под логотипом Yamaha).

Также в правой части микшера N12 расположен простенький цифровой ревербератор, включающий в себя пресеты Hall, Room и Plate, с возможностью настройки уровня и времени реверберации. Нет никаких данных о битности процессора, Yamaha лишь заявляют, что ревербераторы RevX основаны на технологиях, использующихся в микшере DM2000 и в процессоре эффектов SPX2000. Ревербератор может быть независимо назначен на Aux шину, стерео шину или шину записи, если нажаты соответствующие кнопки.

Помимо всего прочего в микшере Yamaha N12 присутствуют пара RCA входов со своей собственной стерео шиной, регулятором уровня и индикатором, предназначенных для подключения дисковых или минидисковых плееров. Также в наличии имеется MIDI вход и выход и внешний блок питания.

В секции дистанционного управления компьютером Вы обнаружите основные элементы управления, вроде плей, стоп, пауза и др. В дополнение к этому имеется несколько регулировок, предназначенных специально для Cubase, а именно: прокрутка через дорожки и вдоль дорожек, включение режима зацикливания, добавление маркеров и навигация между ними, другие полезные элементы управления программой. Если же Вы будете использовать микшер Yamaha N12 с каким-либо другим программным обеспечением на Вашем компьютере, например Sonar, то пульт будет подключаться по обычному протоколу Mackie и Вам будут недоступны дополнительные возможности дистанционного управления, как с Cubase.

Конструкция, инструкция и установка

В целом, качество сборки микшера Yamaha N12 достаточно хорошее. Ручки регулировок, судя по всему, установлены непосредственно на печатную плату, держатся крепко. А вот фейдеры показались мне немного шаткими. Зато кнопки спроектированы великолепно, также как и каркас пульта. Самый же большой минус микшера – пластиковая лицевая панель, которая легко может быть сломана.

По сравнению со многими другими инструкциями, которые мне доводилось видеть, инструкция к этому микшеру написано очень хорошо. Она начинается с разъяснения основных понятий, таких как уровень громкости в дБ и панорама сигнала, потом речь идет о назначении отдельных частей микшера. Это все конечно полезно почитать, но я бы добавил в инструкцию больше важной информации, например, о пути прохождения сигнала к компьютеру. Из-за отсутствия этой информации мне пришлось проделать несколько тестов, потому как мне показалось, что данные из инструкции несколько расходятся со схемотехникой пульта.

Процедура установки программного обеспечения заняла достаточно много времени. Это был долгий процесс, в течение которого пришлось много раз кликать кнопку «OK», прежде чем наконец-то включить питание микшера. Когда же все закончилось, на компьютере оказалась установлена программа mLAN, с помощь которой можно управлять частотой дискретизации и битностью кодирования сигнала.

Бенефисом долгой процедуры установки стал момент, когда я смог наконец-то приступить к работе с проектом песни в Cubase: как только программа открылась, на микшере загорелся индикатор, сообщающий о успешной интеграции с Cubase и полной готовностью к работе секции дистанционного управления.

В работе

Я тестировал микшер Yamaha N12 с проектом полноценной песни. И накопление, и сведение я выполнял на этом пульте. Интеграция с Cubase с этой точки зрения полезна как никогда.

Микшера Yamaha N12

Вы можете удивиться, каким образом я работал с 16 каналами, если в этом микшере заявлено только 12 каналов. Хитрость заключается в использовании левого и правого каналов шины записи и стерео шины. К сожалению, для этих шин нет Aux входов, и поэтому на них нельзя назначить никаких эффектов. Да и количество выходящих из Cubase каналов тоже ограничивается 12. Решение заключается в том, чтобы сгруппировать многоканальные сигналы и назначить их на один или на пару каналов как группу, либо же назначить их на Aux шину или на мониторную шину.

Возможно, наиболее наглядным примером простоты и эргономичности Yamaha N12 является то, как легко с помощью кнопок в секции дистанционного управления DAW можно постоянно переключаться между режимом мониторинга записанных в Cubase дорожек и режимом записи одной конкретной дорожки. Имеется и еще несколько удобных функций дистанционного управления. Но вот чего мне действительно не хватает, так это инструмента настройки и контроля «auto-punch-in» в секции дистанционного управления DAW.

Преампы в этом микшере действительно высокого качества (лучшие из всех пультов Yamaha в этой ценовой категории), и они дают чистый, четкий звук, при этом преампы не звучат сколько-нибудь резко. Чрезвычайно хорошо предусилители показали себя в работе с вокалом, можно сказать, проявили характер. Эквалайзер тоже вполне пригоден для работы. Со своей задачей справляется на отлично, и при этом ни коим образом не окрашивает характер звука. Расположение компрессора «Sweet Pot» на первый взгляд ново и не привычно, но в работе оказалось очень удобным и, думаю, будет оценено теми, кто ценит эргономику. Очень плохо, что в пульте Yamaha N12 не предусмотрено назначать разные настройки компрессора на разные каналы, но процесс записи настроек в память пульта занимает несколько секунд, поэтому Вы можете достаточно легко переключаться между различными настройками компрессора.

Конечно же, лучшие результаты микшерский пульт Yamaha N12 показывает при работе с программой Cubase, однако это не значит, что он не будет работать с DAW на базе другого программного обеспечения. Например, распознать этот микшер как удаленное устройство в Sonar не составит труда. Просто откройте окно «Controllers/Surfaces», добавьте новое устройство Mackie в список и выберете соответствующие MIDI вход и выход в mLAN. Специфические функции Cubase в этом случае, конечно же, будут Вам недоступны, что вполне логично, но основные кнопки дистанционного управления, такие как «плей», «стоп», «пауза» и т.п., будут работать.

Выводы

На микшер Yamaha N12 стоит обратить внимание тем из нас, кто отдает предпочтение работе со звуком на компьютере, но по-прежнему тяготеет к аналоговым пультам с их фейдерами и обилием регуляторов. Для меня лично это весомый аргумент.

Корпорация Yamaha в полной мере использовала выгоды слияния с компанией Steinberg, создав целую систему звукозаписи, размывающую границу между программным обеспечением и аппаратными средствами. На протяжении последних 10 лет создавались различные устройства дистанционного управления программным обеспечением, но N12 гораздо больше, чем просто набор дистанционных контроллеров и цифро-аналоговых преобразователей. Фактически это отличный цифровой микшер с преампами, эквалайзером и компрессором прекрасного качества.

Тем не менее, стоит сказать и о недостатках этого микшерского пульта. Казалось бы, Yamaha N12, с его гибкими настройками и несколькими шинами, можно использовать для работы с живым звуком. Но я все же считаю, что этот микшер не достаточно пригоден для работы вживую, его место в студии. Другими недостатками пульта N12 являются отсутствие bypass обхода эквалайзера на каналах и относительно большой размер микшера. Чего уж точно не хватает этому микшеру, так это автоматизации фейдеров и возможности их обнуления. С другой стороны, отсутствие автоматизации фейдеров вполне логично, потому как кнопки и регуляторы все равно аналоговые, а значит, Вы не сможете записать в память их положения. Обнулив фейдеры, а потом восстановив их сохраненные позиции, Вы не сможете проделать тоже самое с эквалайзером, панорамой, чувствительностью и т.д. Yamaha 01х – вот хороший пример продукта с автоматическими фейдерами, обнулением сцены и отличной интеграцией аппаратных средств с программным обеспечением. Этот конкурент пульта N12 несколько умаляет заслуги последнего, однако и у Yamaha N12 найдутся свои почитатели.

В сравнении с другими микшерскими пультами Yamaha N12 может показаться несколько дороговатым, но если учесть широкий и нестандартный диапазон его возможностей, то цена этого пульта перестает казаться завышенной. Любой, кто покупает N12 и имеет современный мощный компьютер, по сути, становится обладателем приличной студии звукозаписи, с помощью которой есть все шансы достигнуть действительно качественных результатов.

микшер, yamaha

Рейтинг:  4 / 5 Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна