ГородСиэтл 

Обзор PCI аудио интерфейсов Motu 2408 Mk3, 24I/O и HD192 для Mac и PC

Вся серия PCI аудио интерфейсов компании Motu, предоставляющая устройства с разными комбинациями аналоговых и цифровых входов, унифицирована для использования вместе с одной PCI-424 картой.

Компания Mark Of The Unicorn (MOTU), которая является первым производителем, который предоставил широкому покупателю аудио интерфейс на шине FireWire, теперь продолжает расширять линейку аудио интерфейсов основанных на PCI шине. На сегодняшний день серия насчитывает три интерфейса: интерфейс 2408 Mk3, интерфейс 24I/O и модуль HD192, которые являются усовершенствованными версиями предыдущей серии, однако поддерживают полную совместимость. Все три типа интерфейсов используют одну и ту же PCI-424 карту для подключения к компьютеру, которая сама по себе является переработанной версией своего предшественника – PCI-324. В продажу интерфейсы поступают в двух разных комплектациях: с наличием PCI-424 карты, как основная система (core system), и без карты, как модули расширения (expansion I/O).

Карта PCI-424

Карта PCI-424

Поддержка всеми интерфейсами серии одной и тоже PCI карты является очень мощным решением вопросов расширения и интеграции. Добавлять дополнительные модулей к вашей системе теперь будет очень просто, поскольку PCI-424 имеет на своей панели четыре разъема для подключения внешних модулей, а также 9-ти пиновый ADAT разъем для внешней синхронизации. Максимально возможное количество входов/выходов любого интерфейса в данной серии составляет 24, соответственно одна PCI-424 карта поддерживает максимум 96 входных и выходных каналов через один PCI слот. К одной PCI-424 карте может быть подключена любая комбинация из 4 интерфейсов данной серии. Передача данных от внешних модулей к PCI-424 карте происходит по интерфейсу Audiowire, который является собственной разработкой компании Motu. Данный протокол использует стандартных 6-ти пиновый кабель и разъем Firewire. Установка карты в системный блок компьютера очень проста, как и для любой укороченной PCI карты. Драйвера для карты находятся на сопутствующем CD-диске.

Основным новшеством по PCI-424 сравнению с предыдущей картой PCI-324 является наличие DSP-процессора, который обеспечивает нулевую задержку мониторинга и большие возможности по коммутированию входов и выходов. Все эти функции управляются программно при помощи приложения «Cuemix Console», которое идет в комплекте с драйверами на устройство.

Несколько слов о совместимости. Система PCI-424 совместима с операционными системами Mac OS 9 и X, а также с Windows 98/ME/2000/XP. Операционная система Windows предоставляет почти все те же возможности, что и Mac, кроме наличия приложения «Audiodesk». Так же как и ASIO, MOTU предоставляет два драйвера: GSIF драйвер для коммуникации с Tascam Gigastudio, и WDM драйвер для совместимости с такими приложениями как Sonar.

Модуль 2408 Mk3

Модуль 2408 Mk3

Сама маркировка «Mk3» говорит нам о том, что это уже третья модификация популярного модуля, который предоставляет набор протоколов для коммуникации модуля и средства измерения уровней сигналов. Числовое обозначение «2408» сообщает о том, что модуль имеет 24 входных и выходных каналов, 8 из которых аналоговые.

На задней панели расположены (слева на право):

  1. Вход и выход системы «Word Clock». Альтернативной функцией входа «Word» является возможность прямого подключения видеосигнала к интерфейсу.
  2. S/PDIF. Интерфейс имеет один стерео вход и два стерео выхода. Второй стерео выход, однако, просто является дублирующим выходом для подключения дополнительного устройства, например DAT записывающего устройства. Также эти разъемы служат как вход и выход для передачи кодированного времени SMPTE.
  3. TDIF разъем. Интерфейс имеет три 25-пиновых разъема типа «D», каждый из которых имеет 8 цифровых каналов (входы/выходы). Эти же разъемы совместно являются оптическими выходами ADAT, в то время как входами могут ь только либо TDIF либо ADAT.
  4. Разъем «Audiowire» для соединения модуля с PCI-424 картой.
  5. Три пары оптических разъемов ADAT, поддерживающих до 24 каналов цифрового аудио.
  6. Два ряда ¼ дюймовых балансных разъемов типа «Jack» предоставляющих 8 аналоговых каналов (вход/выход).
  7. Одна пара балансных ¼ дюймовых разъемов типа «Jack», являющихся мастер выходами. Эти же выходы дублируются на выходы аналоговых каналов 1 и 2.

Элементы передней панели расположены очень компактно и удобно, учитывая большое количество информации, которое должен предоставить интерфейс 2408 Mk3 своему пользователю. С левой стороны расположен выход для подключения наушников с собственной ручкой управления громкостью, рядом расположена ручка управления громкостью основных мастер-выходов. Далее расположены три секции светодиодной индикации (внутри интерфейса все цифровые входные каналы разбиты на три банка), которые отображают активность в каждом цифровом канале каждого банка. Правее расположены индикаторы входных уровней аналоговых входов. Она представляет собой пяти сегментные светодиодные линейки, которые отображают уровень сигнала от -42 дБ до 0 дБ. Если же интерфейс работает под управлением персонального компьютера, а не в автономном режиме, то эти светодиоды будут индикаторами входного тактового сигнала. Режим работы модуля выбирается нажатием кнопки «Select». Должен отметить, что восприятие информации со светодиодного табло очень неудобно по причине очень плотного размещения светодиодных линеек, поэтому приходится высматривать нужный параметр. Это же касается и трехполосного индикатора, который отображает настройки модуля в автономном режиме. Слишком много информации на очень маленьком пространстве.

Автономный режим

На передней панели расположена еще одна кнопка («Set»), которая используется только тогда, когда модуль работает в автономном режиме либо когда на ведущем компьютере не запущено управляющее приложение. В этом режиме модуль 2408 является преобразователем форматов, а кнопка «Set» дает доступ к трем банкам настроек «Clock», «Source» и «Bounce», которые определяют поведение интерфейса в автономном режиме. Банк настроек «Clock» определяет каким входным цифровым сигналом будет управляться модуль. Варианты: Internal (внутренний источник такта), Digital (по каналу ADAT или TDIF), Word Clock, а также Video или LTC (продольный временной код, подаваемый на аналоговый вход).

Банк настроек «Source» определяет какой аудио источник будет предоставлять входной сигнал для преобразования. Это может быть аналоговый вход (+4 дБ … -10 дБ), стерео S/PDIF или ADAT (каждый канал отдельно либо все вместе), а также Tascam.

Банк настроек «Bounce» позволяет определить порядок дорожек и параметры преобразования. Как уже говорилось выше, модуль 2408 может обрабатывать одновременно до 24 каналов. При работе на тактовых частотах 44.1 кГц и 48 к Гц модуль задействует три внутренние шины по 8 каналов (цифровых или аналоговых) каждая. При работе на более высоких тактовых частотах 88.2 кГц или 96 кГц из каждого банка цифровых входов доступно только по 4 канала TDIF или ADAT, в то время как аналоговый банк продолжает работать со всеми 8 каналами. Выбирая все три цифровых банка каналов, работающих на данных тактовых частотах, в сумме получаем 12 каналов, а комбинация из двух цифровых и аналогового банка даст в сумме 16 входных каналов.

Точная синхронизация

Система PCI-424 позволяет производить точную синхронизацию с кассетными рекордерами либо с рекордерами, использующими в качестве накопителя жесткий диск. Система поддерживает форматы синхронизации Alesis и Tascam.При точной синхронизации намного возрастает надежность передачи информации между совместимыми приложениями либо рекордерами. Совместимыми приложениями являются Audiodesk и Digital Performer, которые «общаются» между собой при помощи карты PCI-424, используя аудио систему MOTU (MOTU Audio System), которая не требует ASIO драйверов. Приложения Cubase SX и Nuendo также являются совместимыми приложениями, которые могут использовать все преимущества точной синхронизации при помощи PCI-424 ASIO 2.0.

Модуль 24 I/O

Модуль 24 I/O

Второй представитель данной серии MOTU может предоставить пользователю намного более богатый функционал. Если модуль 2408 Mk3 можно сравнить с настоящим армейским швейцарским ножом, который предоставляет широкий функционал, то модуль 24 I/O предоставляет исключительно 24 канала для одновременной аналоговой записи на частоте 96 кГц. Задняя панель, соответственно, имеет два ряда балансных разъемов типа TRS. Все входные и выходные каналы имеют преобразователи с 128-кратной передискретизацией (в то время как преобразователи 2408 Mk3 имеют только 64-кратную передискретизацию). Выходы имеют переключатель уровня -10…+4 дБ.

На задней панели также расположен разъем «Word Clock», который может функционировать как вход и как выход, и обязательный разъем «Audiowire». На передней панели расположены два банка по 24 пятисегментных светодиодных индикаторов (для индикации уровня входных и выходных каналов) аналогично двум банкам индикации в модуле 2408 Mk3. Между этими двумя банками индикации входных и выходных каналов расположены индикаторы Rate/Clock/Source, которые намного удобнее для восприятия, чем аналогичные у модуля 2408 Mk3.

Поскольку функционалом модуля 24 I/O является исключительно многоканальная аналоговая запись, то можно предположить, что он, вероятно, будет использоваться как модуль расширения для 2408 Mk3. Альтернативой может быть подключение к модулю 24 I/O большого числа аналоговых сигналов, которые предварительно пропущены через микшерный пульт. Это объясняется тем, то модуль 24 I/O сам по себе не имеет собственных возможностей мониторинга ни мастер стерео выходов, ни выхода для наушников. Отсутствие встроенных микрофонных предусилителей также указывает на то, что этот модуль является не заменой студийного микшера, а его дополнением.

Модуль HD192

Модуль HD192

Третий модуль в данной серии – HD192 - предоставляет более специфичный функционал. Задняя панель модуля имеет 12 аналоговых входов и выходов, выполненных на разъемах XLR (сам модуль рэкового исполнения формата 2U). Модуль имеет возможность производить запись и воспроизводить аудио информацию на любой стандартной частоте дискретизации от 44.1 кГц до 192 кГц с 128-кратной передискретизацией. Рядом с аналоговыми входами расположены еще два разъема типа XLR – вход и выход формата AES-EBU - , которые имеют свой собственный тактовый сигнал, являясь альтернативой для внутреннего тактового сигнала модуля HD192. Это означает, что выход AES-EBU может тактироваться одним из трех источников: внутренний тактовый сигнал модуля HD192, вход AES-EBU или вход «Word Clock». В дополнение, можно изменить частоту дискретизации сигнала на выходе AES-EBU, изменяя либо внутреннюю частоту дискретизации модуля HD192 либо частоту собственного кварцевого генератора такта AES-EBU. Также на задней панели расположены соединители типа BNС, два из которых - вход и выход сигнала «Word Clock», один – вход сигнала AES word clock. Под ними расположен разъем «Audiowire» для соединения модуля с картой PCI-424.

На передней панели предоставлены два банка по 12 девятнадцати сегментных светодиодных индикаторов для отображения уровней входных и выходных аналоговых сигналов, а также индикаторы доступных источников тактового сигнала и индикатор текущей частоты дискретизации канала AES-EBU.

Контрольные панели

Контрольная панель SMPTE

В процессе установки программного обеспечения с сопроводительного диска на платформе Mac OS 9 создаются три папки. Папка «MOTU», созданная в каталоге системных расширений, содержит драйвера карты PCI-424 и приложение MOTU Audio System, предназначенное для использования вместе с пакетами Audiodesk и Digital Performer. В корне вашего системного диска будет создана папка PCI-424 «Consoles», которая содержит приложения MOTU PCI Console, которая предоставляет доступ ко всем основным настройкам карты PCI-424 и подключенных к ней интерфейсов, а также приложения MOTU SMPTE Console и Cuemix Console. Последняя, третья, папка MOTU «Audio/Audiodesk», которая также расположена в корневом каталоге системного диска, содержит приложение Audiodesk, Audio Setup Wizard и вложенную папку MAS Plugins. По сути Audiodesk – это урезанная версия приложения Digital Performer, которая может работать только с аудио. Приложение Audiodesk позволяет записывать, проигрывать, редактировать, сводить любой аудио материал.

Контрольная панель PCI Audio

Драйвер Sound Manager, по умолчанию расположенный в папке «Extensions», позволяет системному драйверу Apple Sound manager (Mac OS 9) использовать функционал PCI-424 карты и всех подключенных к ней интерфейсов только как стерео вход и стерео выход только на стандартных частотах дискретизации, которые поддерживает операционная система (44,1 кГц и 48 кГц). Использование драйверов ASIO предпочтительнее.

Приложение «Cuemix Console» позволяет маршрутизировать каждый входной сигнал на нужную выходную стереопару, при это есть возможность выставления уровня каждого входного сигнала. Например, используя все три банка входных каналов модуля 2408 Mk3, в результате получим 12 пар выходных каналов, а соответственно можно настроить 12 различных миксов. Физически микширование сигналов происходит в динамическом сигнальном процессоре (DSP), который расположен на PCI-424 карте, это означает, что задержка прохождения сигнала уменьшается до стандартного значения задержки любого цифрового микшера, что абсолютно незначительно для большинства задач.

Контрольная панель CueMix

Это значительное преимущество по сравнению с предыдущей версией карты PCI-324. Например, в модуле 896 есть возможность маршрутизировать только одну пару входов на выходную стерео пару для мониторинга с нулевой задержкой, а мониторинг остальных входов придется производить через программное приложение, что повлечет за собой все сопутствующие проблемы с задержкой.

Недостатком всех трех интерфейсов является отсутствие регулятора уровня входного сигнал (отсутствуют микрофонные предусилители). Есть возможность добавить 12 дБ усиления программно, с помощью приложение «Cuemix Console». Однако, это действие будет глобальным, т.е. увеличив программно уровень входного сигнала в одном миксе, это изменение примениться ко всем остальным миксам.

Тестирование

Не смотря на то, что компания MOTU разрабатывает устройства совместимые как с платформой Mac, так и с платформой Windows, ориентация, все-таки, направлена на платформу Macintosh. Об этом, в первую очередь, свидетельствует то, что приложение Digital Performer совместимо только с Mac. Во многих предыдущих обзорах для тестирования я использовал программу Mac The Scope (программный осциллограф и генератор сигналов), но заметил, что программа становиться нестабильной при обращении к драйверу MOTU 896 ASIO. Точно такая же ситуация возникала с драйвером MOTU PCI-424 ASIO под операционной системой Mac OS 9 X, поэтому я решил перейти на платформу Windows и использовать приложение Rightmark’s Audio Analyser. Результаты тестов оказались весьма интересными.

Предыдущий опыт работы с Windows XP был благоприятным, поэтому я не ожидал каких-либо проблем при установке программного обеспечения и платы на своем ПК (Pentium 4 2GHz, 512 Mb RAM). Взамен, при первой же загрузке приложения Cubase система ушла в перезагрузку. Вспоминая возможные проблемы с получением IRQ номера PCI устройствами, я решил переставить плату PCI-424 в другой слот. Попробовав два разных PCI слота на материнской плате, я, наконец, нашел тот, в котором плата начала работать стабильно. Теперь можно приступить к тестированию интерфейсов.

Взаимодействие MOTU с PC

Это первое тестирование интерфейсов MOTU, которым мне приходилось заниматься. Признаюсь, мне было интересно, как будут вести себя эти интерфейсы на платформе PC, поскольку они получили репутацию интерфейсов, заточенных под Mac. Первым делом я посетил официальную страницу компании MOTU в интернете, чтобы скачать последнюю версию драйверов для карты PCI-424. И, несмотря на то, что сложилось впечатление как-будто бы на сайте можно скачать несколько разных версий драйверов, на самом деле там находится только одна последняя версия размеров 1,7 мБ, которая поддерживает Windows 98SE, ME, 2000, XP. На сопроводительном диске же присутствует версия драйверов 1,02, датированная 26 Марта 2003 года.

Для установки необходимо запустить установочное приложение (Setup.exe) перед тем, как подключать карту PCI-424, поскольку Windows, видимо не поддерживает полную инсталляцию посредством Plug-and-Play. Например, Windows 98 изначально определяет PCI-424 карту как «PCI Early non-VGA Device». Я же устанавливал драйвера на в операционной системе Windows XP. В процессе установки я выбрал опциональную установку драйверов ASIO, WDM-MME и GSIF, далее мне пришлось несколько раз подряд перезагружать компьютер, пока карта PCI-424 не была правильно определена системой. После этого пришлось несколько раз перезагрузить сам модуль 24 I/O, сразу после чего приложение PCI Setup Wizard (приложение компании MOTU, которое определяет какие внешние модули подключены к карте PCI-424) «повисло» на половине выполнения процедуры, что является достаточно редким случаем.

Следующие несколько часов мне пришлось чистить контакты карты PCI-424, вынимать и переустанавливать ее в слоте, менять кабель подключения Audiowire для того что-бы система нормально определили внешний модуль. Для проверки самой карты я подключал к PCI-424 по очереди интерфейсы 2408 Mk3 и HD192. На удивление, модуль HD192 сразу определился картой, однако через время все равно «повесил» всю операционную систему. После чего мне пришлось связаться с технической поддержкой, которая предположила что сама карта PCI-424, вероятно, неисправна.

Новая карта для тестирования была уже у меня в руках на следующее утро. Рассматривая печатную плату, я заметил важную деталь. Неисправная печатная плата имела метку «Rev.1», что означает, что эта карта прошла только одну ревизию на исправление ошибок разработки. В то время, как вновь прибывшая карта имела метку «Rev.3». Это многое объясняет. Поэтому, настоятельно рекомендую всем, кто собирается покупать подержанную систему PCI-424, обратить внимание на этот нюанс перед тем, как производить денежный платеж. Теперь, когда я смог распознать все три модуля, я решил провести некоторые тесты и был приятно удивлен тем, что я услышал, использую драйвера ASIO, GSIF и WDM. Приложение «Cubase» отлично справлялось со всеми своими задачами с задержкой в 1,5 мс, используя драйвера ASIO, в то время как Sonar’s Wave Profiler смог достичь значения задержки только в 23,2 мс, используя WDM драйвера.

После этого я решил произвести несколько тестов MME-WDM драйверов при помощи приложения Rightmark’s Audio Analyser, но почти сразу начались сбои, после чего приложение выдало сообщение об ошибке. Все же несколько тестов мне удалось провести и результаты меня впечатлили. Модули данной серии MOTU имеют самый широкий частотный диапазон среди всех интерфейсов, которые мне когда-либо приходилось тестировать. На низких частотах показатели впечатляющие – завал всего 0,2 дБ на частоте 4 Гц.

Сравнивая вслепую ныне стоящею у меня карту Echo Mia и MOTU 24 I/O, я бы не задумываясь поменял Echo на MOTU, поскольку карты MOTU имеют намного меньший джиттер (фазовое дрожание) более плотный низкий частотный диапазон. Измерив значение динамического диапазона модуля 24 I/O при параметрах 24 бита/44,1 кГц, я получил значение 106 dBA. Жаль, что не провел других тестов на более высоких частотах дискретизации.

Программное приложение MOTU’s PCI Audio, которая предназначена для изменения частоты дискретизации, размера буфера и других настроек, также немного проблематична, поскольку не раз 100% нагружала центральный процессор моего ПК, даже после того как я закрывал само приложение. Также я ни разу не пробовал полноценную функциональность драйверов MME-WDM, поскольку постоянно работал с модулем MOTU 24 I/O через DirectX с целью одновременной работы с двумя звуковыми картами (Echo Mia MOTU 24I/0) в Cubase SX. После 12 часов непрерывного тестирования, опробования двух PCI карт и трех различных модулей MOTU я, наконец, остановился. Что же я могу сказать в итоге? Могу сказать, что пользователям платформы PC надо быть очень осторожными. У вас не должно возникнуть проблема при установке и эксплуатации звуковых карт MOTU, в частности, если использовать драйвера ASIO или GSIF, но при приобретении карты вы должны быть уверены в возможности замены товара или возврата денег в случае проблем, подобных тем, с которыми столкнулся я.

Возвращаясь к Mac

Проделывая все те же операции на платформе Mac, у меня, наконец, появилась возможность стабильно и объективно оценить качество звука продукции MOTU. Все три модуля показали высокие качественные характеристики, чего и можно было ожидать от оборудования такой ценовой категории. Особенно хочется отметить качество звучания модуля HD192 при воспроизведении акустического материала, поскольку запись на большой частоте дискретизации (192 кГц) четко и полностью охватывает диапазон вплоть до 96 кГц, что намного превосходит возможности даже самой дорогой аналоговой аппаратуры. Но имейте в виду, что пятиминутный проект с 20 дорожками, записанными с разрешением 24 бита и 192 кГц, занимают более 3 ГБ памяти на жестком диске и скорость, которая необходима для воспроизведения всего проекта составляет 10 МБ/сек., что является максимальной скоростью потока во многих системах. Такие объемы вынуждают использовать формат дисков DVD как контейнер для хранения резервных копий проекта. Ниже приведем таблицу сравнения динамических диапазонов всех модулей данной серии MOTU:

Интерфейс Динамический диапазон в дБ
2408 Mk3 108
24I/O 110
HD192 120
2408 Mk2 105
1296 117
1224 116
828 105
828 Mk2 108
896 110

Заключение

Общая концепция системы с центральной PCI платой, к которой можно подключить несколько разных интерфейсных модулей, имеющих разные специализации – это, безусловно, мощное решение, которое предоставляет большие возможности расширения или перепрофилирования системы. Пока что, MOTU – единственный производитель, который представляет такую концепцию на рынке. Компания MOTU усовершенствовала и развила предыдущие свои концепции, расширив при этом возможности каждого интерфейсного модуля. Поскольку значение частоты дискретизации систем звукозаписи все растет, как разнообразие интерфейсов, а также учитывая тенденцию к отказу от аппаратных микшеров – все это вместе позиционирует данную серию MOTU как профессиональное решение для полноценной студии.

Я перепробовал все модули данной серии в различных конфигурациях и индивидуально как на платформе Mac, так и на Windows. Однако опыт работы MOTU на платформе PC был не очень удачным, поэтому в этом направлении рекомендую проявить внимание. Хотя MOTU имеет достаточно много пользователей своей продукции на платформе Windows, все на форумах в сети наблюдается заметное недовольство этих пользователей.

Что сказать о качестве звука? Очень сложно его критиковать, особенно ориентируясь на работу под Mac. Установка оборудования и программного обеспечения очень проста. Мониторинг с нулевой задержкой, аппаратное микширование, возможность создания разных мониторных миксов – все это делает систему MOTU PCI-424 отличным выбором для центрального органа вашей звуковой студии. В частности модуль 2408 Mk3 будет хорошим выбором для мультифункциональной project-студии, а возможность расширения может легко превратить вашу project-студию в полноценную студию звукозаписи.

аудио интерфейс, motu

Рейтинг:  5 / 5 Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна