На мой взгляд, одна из главных причин, по которой группы не достигают успеха, заключается в том, что музыканты не задают себе нужных вопросов. Скажу больше. Я думаю, большинство исполнителей не задают себе вопросов вообще. Под «вопросами» я не подразумеваю «Кто выиграл чемпионат мира по поеданию суши в 2005 году?», я имею в виду серьезные вопросы, касающиеся вашей музыкальной карьеры. Они помогут Вам ускорить развитие Вашей группы.
Сейчас я себе задаю больше вопросов, чем когда-либо прежде. Почему? Потому что в этот период жизни мне приходиться конкурировать с серьезными соперниками на радио и телевидении, и я не смогу достойно им ответить, если я не признаю для себя своих слабостей. Если я не буду видеть своих слабостей, я не смогу их улучшить. Если я не буду улучшаться, я не смогу достойно конкурировать и в итоге проиграю. Если я не буду конкурентоспособен, я потеряю свой контракт, и мне придется начинать карьеру с нуля. А начинать с нуля – это не то, чего бы я сейчас хотел.
Вы сами должны быть самым ярым критиком Вашего творчества и Вашего звука. Я это говорю, потому что любой, кто слушает Вас вживую или Вашу запись на диске, будет относиться к вашему творчеству и Вашему звуку как критик. У каждого без исключения есть свое мнение. Однако эти чужие мнения не имеют столь сильного значения, как Ваше собственное мнение о Вашем же творчестве, потому что Вы, наедине с самим собой, должны более объективно оценивать свою музыку. Я в этом уверен, потому что, говоря о продукте, я не подразумеваю пачку чипсов. Ваш продукт – Вы сами, Ваша группа.
Так вот, вопросы, которые музыкант должен себе задавать. Лучший способ самосовершенствования в любой сфере, будь то искусство, спорт, бизнес или йога, - это самокритика. Лишь самокритика дает шанс победить в борьбе. Давайте рассмотрим несколько примеров. Возьмем в качестве первого примера выступление Вашей группы.
«Насколько мы хороши?»
Вот такой вопрос Вы обязаны себе задать прежде всего. А вот еще лучше:
«Интересно, что думают люди, насколько мы хороши?»
Взгляд со стороны. Развивая эту тему, Вы должны спросить себя:
«Как аудитория реагирует на наше творчество?»
И пойти еще глубже:
«Как аудитория реагирует на каждую песню?»
«Не засыпают ли люди на медленных песнях?»
«Пританцовывают ли они на быстрых песнях?»
«Улыбаются ли они в какие-либо моменты выступления?»
«Кричат ли люди от удовольствия?»
«Отвлекаются ли слушатели от выступления и начинают ли разговаривать?»
«Полностью ли они теряют голову во время нашей игры?»
Вот этот последний вопрос очень хорош, как Вы думаете?
Будьте абсолютно честными с самим собой. Очень легко оправдываться словами вроде: «Если им не понравилось, это значит у них плохой вкус, а не мы плохо играем». Такая точка зрения – проблема очень многих коллективов.
Я считаю, что для исполнителя очень важно быть единственным в своем роде, уникальным. Если Вы не раскрываетесь как личность, то все Ваши занятия и репетиции – пустая трата времени. Есть такое понятие – «синдром поющей обезьяны». Выступая на сцене, вы двигаетесь в такт музыке, отрепетировав все движения заранее, вокалист берет максимально высокую ноту и тянет ее максимально долго, гитаристы идеально выигрывают сложнейшие партии, а барабанщик работает как часы. Но если Вы не доносите до слушателя какую-то идею, некое послание, то все это напрасно.
Как на счет таких вот вопросов:
«Как наша группа смотрится на сцене?»
«Как наша группа смотрится на сцене с точки зрения аудитории?»
«Не выглядит ли басист слишком депрессивно?»
«Выглядим ли мы как настоящие звезды?»
«Когда я говорю с залом между песнями – интересен ли я?»
«Не слишком ли много времени проходит между песнями, не начинают ли люди от нас отвлекаться, пока мы выясняем, что играть дальше?»
«Наше выступление можно назвать шоу?»
«Как мы можем улучшить наше шоу?»
Идею уловили?
Так или иначе, но мы с Вами в бизнесе развлечений. Люди хотят, чтобы их развлекали. Людям также необходимы уникальные, единственные в своем роде артисты. Это тонкая грань между ширпотребом и уникальностью.
Задайте аналогичные вопросы себе по поводу Вашей демо записи или же полноценного альбома.
«Как реагирует человек на конкретные песни с нашего диска?»
«Хотят ли люди промотать конкретные песни?»
«Считаю ли я, что у этой песни есть шансы попасть в ротацию на радио?»
«Кто нам составляет конкуренцию на радио в нашем формате?»
«Зачем нам вообще ротация на радио?»
Теперь давайте обратим внимание на деловую составляющую Вашей работы. Когда Вы выступаете вживую, обращайте внимание на количество людей в зале.
«Все ли я сделал, что было в моих силах, для продвижения своих концертов?»
Помните, что, если ваши выступления плохо посещаются, никто от этого не выигрывает. Арт-директор клуба Вас теперь вряд ли снова пригласит, и Вы, естественно, не заработаете денег. Если же Ваше шоу собирает полный зал, то от этого выигрывают все, и у Вас появляется возможность играть все больше и больше концертов.
«Что нам следует изменить, чтобы на следующий наш концерт пришло больше людей?»
Критикуйте себя постоянно. Никогда не наступит то время, когда Вы сможете окончательно расслабиться и перестать себя критиковать. Задавайте себе много вопросов. Обсуждайте эти проблемы с членами своей группы. Будьте уверены, что вы делаете все возможное, чтобы становиться лучше.