"Хорошо" – понятие субъективное. В контексте создание демо записи это понятие может принимать несколько значений. "Хорошая демо запись" может подразумевать под собой хорошую композицию (с точки зрения потенциального «хита»), или это может означать хорошее качество сведения, или аранжировки. Если, записывая свое демо, Вы преследуете цель заключить контракт со звукозаписывающей компанией, а не произвести впечатление на Ваших друзей и родственников, то эта статья для Вас.
Представьте себе такую ситуацию: вице-президент звукозаписывающего лейбла сидит в своем офисе, слушая демо записи (на это занятие он тратит обычно не более 10 % своего рабочего времени). Первый демо диск, который он вставляет в свой плеер, звучит великолепно. Тарелочки звенят, лид-вокал хорошо пробивается сквозь весь микс. Гитарный звук теплый, но в то же время достаточно острый. Бас звучит жирно и объемно. Каждый удар бочки отдается в груди. Рабочий пулей вонзается в ухо. Микс звучит идеально. Музыка превосходна. Запись отличная, хотя песня сама, возможно, и немного вторична. Но в целом, очень хорошая демо запись.
И вот легким движением руки следующий диск отправляется в плеер. Барабаны кажутся отдаленными и немного приглушенными. Гитары звучат неопрятно. Бас в норме. Аранжировка не аккуратна, но, тем не менее, проявляется некоторая чувственность и эмоции. Песня, однако, не похожа на что-нибудь, что этот человек когда-либо слышал. Музыка необычна и очень заразительна. Это сыро, но у этого есть кое-что, что заставляет дослушать до конца. Лид-вокал цепляет и складывается впечатление, что певец переживает каждую строчку своего текста.
Как Вы думаете, кому вице-президент лейбла предложит контракт? Второму исполнителю. Почему? Да потому что это потенциальный хит. У первой демо записи были все составляющие для успеха, кроме самой песни. Звукозаписывающие компании – это бизнес, а бизнес должен приносить деньги. Каждый их релиз – это как ставка в лотерее. И они скорее поставят свои деньги на хитовую, цепляющую песню, чем на хорошо аранжированную, отлично записанную, но, тем не менее, вторичную песню. Держу пари, они поставят свои деньги на коллектив, хотя бы слегка напоминающий потенциальную звезду, а не на группу, потратившую маленькое состояние на свою демо запись.
Мораль сей басни такова. Купите себе такое оборудование для домашней студии, которое сможете себе позволить, и научитесь с этим оборудованием хорошо обращаться. Вы потратите достаточно большую сумму (возможно несколько тысяч долларов), но вы бы в любом случае потратили эти деньги для записи одного хорошего демо. Прочтите и узнайте все, что сможете, об оборудовании, которое вы приобрели. Потеряйте голову окончательно и станьте одержимым. Слушайте все Ваши любимые записи постоянно. Исследуйте, как каждый инструмент звучит. Изучите их панорамное размещение в миксе. Играйтесь с Вашим эквалайзером, пока не поймете природу частот. Экспериментируйте с ревербератором и дилеем. Чем больше Вы будете пробовать записывать, тем больше Вы будете понимать. Это не аэрокосмические исследования, хотя поначалу таковыми кажутся.
Самое главное, не стать рабом собственного оборудования. Оборудование не заключит за Вас контракт с лейблом. А вот хорошо написанная песня - да. Уникальное видение музыки - да. Звездность и хитовость - да. А вложенные тысячи долларов в профессиональное оборудование – нет.
В конце концов, Ваша домашняя студия требует от Вас столько же навыков, сколько и автомобиль требует от водителя. Чувствуйте себя комфортно при использовании своего оборудования. Вам всего лишь нужен механизм записи хорошего демо, не более.
Предположим, что вы уже мастерски обращаетесь со своей домашней студией, но есть еще важные вещи, о которых стоит знать. Прежде всего, следующее: демо исполнителя не обязано быть великолепного качества. Ровно сыгранный трек с хорошим лид-вокалом – зачастую это все, что нужно от демо записи. Профессиональный мастеринг и сведение демо записи даже могут принести больше вреда, чем пользы. Оставьте слушателю возможность немного дофантазировать Ваш звук. Если демо вылизано до идеального состояния, у слушателя есть возможность услышать только один звук – тот, который записали Вы.
Второе правило написания демо записи заключается в том, чтобы лид-вокал соответствовал всему коллективу в целом. Для передачи идеи песни лид-вокал крайне важен. Никаких плоских ноты. Никакого унылого исполнения. Продайте Вашу песню. Пойте всем своим существом, но не переусердствуйте. И пожалуйста, не забивайте лид-вокал в миксе, он должен хорошо читаться. Именно лирика крайне важна, а не гитарные партии!
Что еще должно войти в пакет демо записи? Если Вы хотите хорошо преподать свою песню, то не помешает добавить к самой записи и текст песни. Удостоверьтесь в том, что и на текст и на демо запись зарегистрированы авторские права, название песни также защищено авторским правом.
Также хорошей идеей будет добавить к демо записи Вашу фотографию и биографию. Компаниям звукозаписи ваша фотография нужна для того, чтобы представить, возможно ли из Вас сделать звезду. Можно распечатать и вложить фотографию 9 на 12, но гораздо проще будет просто вставить Ваше фото в страничку с биографией.
Что звукозаписывающий лейбл хочет увидеть у Вас в биографии? Что-нибудь, что покажет им, что Вы уже имеете успех хотя бы в своем ближнем окружении, среди своих друзей и знакомых, в своем городе. Выдержки из отчетов о Ваших успешно состоявшихся концертах. Доказательство радиотрансляций Ваших песен. Еще лучше – доказательство того, что Вы продали несколько тысяч своих записей или компакт-дисков на своих концертах в Вашем родном городе или ближайших городах. Это вообще лучший аргумент для подписания контракта.
Но помните, единственный действительно важный аспект любой демо записи – сама песня. Никакие уловки и деньги не сработают, если песня не будет действительно классной.