ГородАшберн 

Выбираем аудио интерфейс. Часть 2.

Выбираем аудио интерфейс
Выбираем аудио интерфейс

Сравнение форматов передачи данных

Как только Вы определитесь с количеством и комбинацией нужных Вам входов и выходов, тогда уже можно приступать к подбору формата передачи данных, который наилучшим образом подойдет для решения именно Ваших задач.

Самыми старшими из шести основных форматов (PCI, PCMCIA, USB 1.1, USB 2.0, Firewire 400 and Firewire 800) являются PCI и PCMCIA, и, вопреки скептическому мнению многих людей, я лично считаю эти форматы достаточно сильными. Для владельцев ноутбуков PCMCIA карта вообще будет самым компактным решением, в то время как для владельцев PC устанавливаемая внутрь PCI звуковая карта является наиболее распространенным и проверенным вариантом. К тому же в наше время между PCI картами достаточно редки внутренние конфликты. Очень маловероятно, что Вам удастся использовать одновременно три аудио интерфейса с форматами передачи данных USB или Firewire и при этом они не буду конфликтовать.

Преимуществом же USB и Firewire аудио интерфейсов является то, что их можно без труда переносить с одного компьютера на другой, что очень удобно для тех, кто использует и ноутбук, и PC в своей работе. Такие интерфейсы также удобны для тех, кто не хочет лишний раз открывать крышку своего компьютера, или для тех людей, у кого уже не осталось свободных слотов на материнской плате.

Также неоспоримым преимуществом USB и Firewire аудио интерфейсов является возможность «горячего» включение и отключения устройства (без отключения питания компьютера). Однако музыкантам это преимущество не особо важно, потому как при запущенном студийном программном обеспечении «горячее» включение аудио интерфейса все равно ничего не даст, в программе-студии звуковая карта не определится, программу нужно будет перезапускать. Ну а отключение аудио интерфейса до выхода из программы может вообще привести к повисанию компьютера. Также USB и Firewire аудио интерфейсы могут вызывать проблемы с назначением драйверов в программе-студии, вследствие чего треки, назначенные на одну саундкарту, после горячего включения аудио интерфейса могут оказаться назначенными на другую саундкарту.

Кроме того, вообще не рекомендуется «горячее» подключение Firewire. Есть сведения, что у некоторых музыкантов при «горячем» включении сгорали Firewire порты либо на периферийном устройстве, либо на компьютере. И в то время, как Firewire теоретически поддерживает до 63 одновременно включенных устройств, а USB до 127, музыканты обнаружили (за свой счет), что подключение более чем пары устройств в один порт приводит к конфликту оборудования.

Те, кто все же останавливают свой выбор на USB/Firewire, неизбежно сталкиваются с мнениями, слухами, комментариями и фактами, которые окончательно вводят их в заблуждение. Некоторые музыканты считают, что USB абсолютно не подходит для передачи аудио и MIDI сигналов, но по своему опыту я не могу согласиться с этим мнением. В самом начале развития USB у версии 1.1 действительно были некоторые проблемы с передачей данных, но сейчас, работая с USB 2.0, я могу сказать, что передача данных осуществляется очень достоверно.

USB 2.0 не очень крепко утвердился на рынке аудио интерфейсов, так как не многие изготовители внедрили в свою продукцию его поддержку, но в свое время Edirol UA1000 доказал надежность этого формата для передачи многоканального аудио. Однако если Вы хотите внешний аудио интерфейс с поддержкой 24-bit/96kHz и большим количеством каналов, то правильным выбором будет Firewire.

Шумы

Некоторые музыканты изучают спецификации аудио интерфейсов, чтобы по ним понять, какая звуковая карта лучше. Но, не смотря на то, что спецификация действительно играет важную роль при выборе оборудования, она все-таки не так сильно важна. Спецификация не скажет Вам, насколько хорошо звучит конкретный аудио интерфейс.

Наиболее важными характеристиками любого аудио интерфейса является динамический диапазон и соотношение сигнал/шум. С этими характеристиками до сих пор определенная неразбериха, так как есть несколько вариантов их измерения. Но способ измерения, которым пользуются производители аудио интерфейсов, внушает доверие.

В терминологии аудио интерфейсов понятие «отношение сигнал/шум» сравнивает максимальный уровень громкости сигнала, который Вы можете подать на вход аудио интерфейса (имеется ввиду что входные индикаторы зафиксируют 0 дБ) с уровнем фонового шума, когда никакой сигнал не поступает. Однако некоторые хитрые производители саундкарт решили автоматически мютировать выходной сигнал, если на вход ничего не подается, тем самым значительно увеличив соотношение сигнал/шум. Поэтому динамический диапазон измеряет уровень шума при поданном сигнале низкого уровня (обычно это синусоидальная волна с частотой 1 кГц на -60 дБ), что не позволяет аудио интерфейсу мютировать канал. Вот почему динамический диапазон является более правдивой характеристикой.

Однако, сравнивая динамические диапазоны разных аудио интерфейсов, помните о том, какие сигналы вы собираетесь записывать в первую очередь. Если Вы собираетесь записывать, например, внешние синтезаторы, скорее всего их динамический диапазон не превышает 80 дБ. Если Вы планируете записывать живой коллектив с помощью микрофонов, то фоновые шумы микрофонов и микрофонных предусилителей скорее всего будут уже выше шумов аудиоинтерфейса, особенно если вспомнить, насколько сложно заглушить и шумоизолировать помещение, в котором проводится запись.

Итак, в то время как при покупке аудио интерфейса есть смысл выбирать оборудование с наименьшим уровнем шума, в реальности большинство людей не смогут отличить на слух, чем отличается аудио интерфейс с динамическим диапазоном 110 дБ от интерфейса с диапазоном 120 дБ. Чаще всего высокий уровень шумов на записи вызван совершенно другими факторами, а не качеством аудио интерфейса.

Наравне с тем, что нам хочется иметь аудио интерфейс с наименьшим уровнем шумов, также нам хочется, чтобы звуковая карта имела минимальный уровень искажений и записанная волна имела такую же форму, что и на входе в устройство, без каких-либо гармонических изменений. Но не стоит волноваться - большинство современных аудио интерфейсов имеют крайне низкий уровень искажений (0.001% и лучше).

Частота дискретизации

На сегодняшний день даже бюджетные аудио интерфейсы поддерживают частоту дискретизации 192 кГц. Но на различных музыкальных форумах по прежнему ведутся споры о том, стоит ли переходить с частоты дискретизации 44.1 кГц на 48, 88.2 или 96 кГц. Многие музыканты придерживаются комбинации 24-бит/44.1 кГц, потому как продолжают создавать музыку в основном с помощью внешних MIDI клавиатур и программных семплеров, которые работают с семплами 44.1 кГц. Так что они не видят никакого смысла в увеличении частоты дискретизации, тем более что окончательным носителем музыки все равно становится 16-бит/44.1 кГц аудио диск. Однако даже те, кто используют электронные инструменты, оценят более аккуратную компрессию и ограничение пиков на повышенной частоте дискретизации, да и эквалайзер будет работать более точно и звучать приближеннее к аналогу. Музыканты, использующие программные синтезаторы и генераторы формы волны также отметят более чистое звучание.

Для записи живой классической и любой другой акустической музыки большинство серьезных звукоинженеров используют режим 24-бит/96 кГц. В этом особенно есть смысл, если конечным носителем музыки оказывается DVD релиз с частотой дискретизации 48 или 96 кГц (в зависимости от количества каналов). Высокая частота дискретизации гарантирует Вам отличное качество записи на высоких частотах, детали звучания инструментов и пространственную локализацию (возможность различать на записи положение в пространстве каждого инструмента), чем при частоте дискретизации 44.1 кГц или 48 кГц. Также при большой частоте дискретизации высокочастотные сигналы выше 20 кГц делают звучание более натуральным. Однако помните, что качество звука определяется самым худшим звеном в цепи, так что если остальные устройства у Вас не высшего класса, то увеличение частоты дискретизации может Вам абсолютно ничего не дать.

Также стоит помнить, что при использовании частоты дискретизации, например, 192 кГц все плагины и программные синтезаторы будут потреблять в 4 раза больше ресурсов компьютера, занимать в 4 раза больше места на диске и в 4 раза уменьшать возможное время записи в отличие от использования частоты дискретизации 44.1 кГц.

Когда будете выбирать аудио интерфейс, стоит опасаться внутреннего преобразования частоты дискретизации. Это будет ухудшать качество звука, вызывать различные искажения. Такое было замечено за звуковыми картами Creative SB Live и Audigy. Windows также может несанкционированно конвертировать частоту дискретизации, если Вы не отключили в нем системные звуки.

Выводы

Вопреки мнению некоторых людей, лучшего и универсального аудио интерфейса не существует. Вы должны выбрать себе аудио интерфейс исходя из Ваших потребностей, а не потому, что кто-то что-то сказал или посоветовал. План действий следующий:

  1. Прежде всего, решите, какое количество входов и выходов Вам необходимо.
  2. Определитесь, какой формат передачи данных Вам больше всего подходит.
  3. Проверьте, какие модели аудио интерфейсов удовлетворяют Вашим требованиям и внесите их в свой список. Большинство музыкантов приходят к выбору из 3 или 4 аудио интерфейсов.
  4. Теперь Вы должны как можно больше узнать о каждой модели и подробно изучить спецификации аудио интерфейсов. На этом этапе также можно узнать мнения знакомых об этих моделях, почитать обзоры, статьи и специализированные форумы по этой теме.
  5. Принимая окончательное решение, убедитесь, что выбранный Вами аудио интерфейс полностью совместим именно с Вашим компьютером.

аудио интерфейс, звуковая карта

Рейтинг:  5 / 5 Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна